Обжигающий аргумент

Обжигающий аргумент

Общину трезвости в селе Ромашково, руководимую отцом Алексеем, я посещаю с марта 2000 года по рекомендации моего духовника — отца Николая. До этого я в течение примерно 10 лет страдал регулярными запоями, а вместе со мной — страдала и моя семья. Все это время я пытался избавиться от этой напасти, но мои попытки ни к чему не приводили.

Я ездил время от времени в Высоцкий монастырь в Серпухов, ежедневно читал молитву Неупиваемой Чаше и время от времени — акафист мч. Вонифатию. Разумеется, каялся на исповеди своему тогдашнему духовному отцу, ныне покойному, светлой памяти отцу Александру. Но все эти усилия в лучшем случае приводили к тому, что очередной перерыв между запоями вместо 2-3 недель продлевался до 2-3 месяцев. Единственное, чего я ни за что не хотел делать (и о. Александр — единственный — меня в этом поддерживал) — так это «кодироваться», «зашиваться» и т.п. у «светских» врачей. Правда, одно время пил продававшийся всюду «фиточай» и принимал какие-то, данные мне Яшей Маршаком круглые пилюли в американской упаковке.

* * *

Когда я впервые попал в Ромашково (помнится, опоздал на электричку и шел по шпалам пешком), меня более всего поразило то, что отец Алексей, будучи со мной знаком менее одной минуты, сходу нашел и высказал мне именно тот аргумент, который для меня в моем тогдашнем умонастроении оказался наиболее весомым. Даже так — обжигающим. Хотя для других людей, да и для меня в другие отрезки моей жизни, этот аргумент не показался бы таким неожиданно сильным.

* * *

Я стал регулярно ездить в Ромашково по средам. В мае того же года, во время паломнической поездки к Пахомию Нерехтскому, когда многие члены нашей общины давали обет трезвости, я тоже предпринял попытку бросить пить на всю жизнь. Но с первого раза не вышло: в районе праздника Покрова Божией Матери произошел срыв — слава Богу, единственный. С тех пор уже почти 3 года я не пью.

Эта картина типична для большинства членов нашей общины: после того, как человек начинает ее регулярно посещать, он через некоторое время пить прекращает. В чем «механизм» этого явления, для меня такая же загадка, как и то, в чем механизм алкогольной зависимости.

Конечно, большую роль играет та атмосфера единодушия и взаимной теплоты, которая царит на наших собраниях. Мне никогда прежде не приходилось встречать такой компании единомышленников, не совпадающих по возрасту и не связанных общей профессиональной направленностью, как это, например, бывает в студенческой или бардовской среде. И существенно, конечно, что этой «единой мыслью» является именно православное христианство (а то ведь, говорят, в среде террористов-народовльцев тоже царила очень теплая атмосфера взаимопонимания).

Хотя — наши беседы вовсе не всегда являются «чистым удовольствием». Нередко у рассказывающих о своих проблемах, особенно у родителей, чьи дети — наркоманы, наворачиваются на глаза слезы. Тем не менее, с собрания всякий раз уходишь с чувством… очищения?.. Не совсем точно… Наверное так: с чувством возвращения в устойчивое состояние. Мир становится на какое-то время менее неуютным.

* * *

Я был с общиной в трех паломнических поездках: к Пахомию Нерехтскому, к Тихону Задонскому и к Нилу Столобенскому. Не говоря об обычном впечатлении, производимом на всякую христианскую душу соприкосновением со святынями, скажу лишь о двух вещах.

Об очищении, которое я испытывал, стоя на соборной площади в Ельце (на обратном пути из Задонска). В самом воздухе что ли, в ландшафте — то самое ощущение устойчивости, «несиротства», которого так не хватает жителям больших городов, и особенно Москвы.

И второе — это, конечно, приют для сирот, организованный отцом Андреем. Вот действительно, великое дело в полном смысле этого слова.

* * *

Но и теплота наших собраний, и паломнические поездки — это все мелочь по сравнению с тем главным простым фактом, что благодаря общине мы все живем, и живем более или менее достойно. А ведь без Ромашково большинство из нас за это время спились бы, причем многие — до смерти. И за это надо каждый день благодарить во-первых, Бога, во-вторых, отца Алексия, и в-третьих (немножко) — друг друга.

Олег, 2003г.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *