«Не презирай вина, но презирай пьянство»

«Не презирай вина, но презирай пьянство»

Трезвость у многих ассоциируется с чем-то безусловно полезным, но мало интересным. Хотя именно это понятие лежит в основе того, что мы называем сегодня адекватным отношением к себе и к ближним — «трезвый взгляд на вещи»  призывает именно к этому. Особую нужду в этом чувствует семья,  которая, по мнению многих специалистов, подвергается сегодня мощным атакам в медийном поле. Между тем, именно ослабленная семья становится зачастую средой для возникновения алкоголизма и наркомании — либо семья не может или не знает, как вовремя пресечь развитие зависимости у одного из своих членов, либо близкие родственники, сами того не ведая, провоцируют появление такой зависимости.

«Православная Москва» не раз обращалась к данной теме: в рубрике «Личный опыт» регулярно печатались заметки, которые рассказывали о пути одного конкретного человека из пьянства в трезвости. И вот 15 апреля в свет вышла книга автора этих заметок Никиты Вятчанина «Побег из бездны» — подзаголовок «из личного опыта бывшего пьяницы» раскрывает её содержание. Выход книги приурочен к 25-летия с начала работы в России православных семейных клубов трезвости, по  благословению духовника клубов протоиерея Алексия Бабурина, который ответил на вопросы нашего корреспондента.

Батюшка, сегодня много говорится о том, что количество алкоголиков и наркоманов в нашей стране серьёзно понизилось. А в работе семейных клубов трезвости такая динамика чувствуется — людей стало меньше обращаться за помощью?

На обращаемость людей за помощью в наши клубы никак не сказывается снижение или рост потребления алкоголя в масштабах всей страны, до определённых, разумеется, приделов. Мы не страдаем от нехватки работы. Её всегда много.

Приходя в СКТ человек должен полностью отказаться от употребления алкоголя? Или «по праздникам» всё-таки можно, особенно если речь идёт, например, о жене пьющего мужа, у которой нет проблем с злоупотреблением алкоголя?

Безусловно, страждущий недугом пьянства навсегда расстаётся со своим идолом. А его близкие, проявляя солидарность, стремятся также воздерживаться от употребления спиртных напитков по слову апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

Приходилось слышать в церковных кругах, что полный отказ от вина — это сектантство. А вам приходилось слышать обвинения в том, что Скт это секта?

Очень редко кто из окружения наших пациентов высказывал такую мысль, Когда-же, всё-таки, эти люди приходили к нам, — их сомнения быстро рассеивались. Мы знаем, что у нас бытуют представления о полном отказе от употребления вина как о сектантском воззрении. Здесь, по-видимому, небезосновательно проявляются опасения о имеющих место призывах некоторых рьяных лидеров трезвенного движения, ратующих за всеобщую абсолютную трезвость. Отчасти такие воззвания к обществу связаны с навязываемым ему ложным взглядом на вино, как на чуть ли не опаснейший яд для организма. Межу тем, Иисус сын Сирахов пишет: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно». А святитель Иоанн Златоуст, говорит о вине как Божием даре и добавляет: «Не презирай вина, но презирай пьянство».

Так как, «вино глумливо», а размеренный образ жизни – настоящее искусство, то при отсутствии навыков воздержания и во избежание чрезмерного употребления вина кое-кто решил, что проще всего будет его совсем запретить. В одно время дошли даже до мысли отказаться от использования вина в Божественной Евхаристии. Появились так называемые «гидропричастники». Церковь Божия осудила эту ересь. Святые апостолы предостерегали христиан от того, чтобы они не усматривали ничего скверного в брачных отношениях, в употреблении мяса и вина. В 51-м апостольском правиле прямо говорится, что, если кто «удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения», тот в силу своей клеветы на Божие создание, должен исправиться, или «да будет отвержен от церкви».

Как работает семейный клуб трезвости? И много ли к вам сегодня поступает просьб помочь открыть такие клубы на том или ином приходе?

Клубисты, вставшие на путь трезвого, благочестивого здорового образа жизни, собираются при храме для поддержания морального духа раз в неделю (в количестве 10-12 семей). Занятия начинаются и заканчиваются общей молитвой. На встречах в доброжелательной атмосфере, за чашкой чая, проводятся «сократические» беседы на темы, волнующие всех и каждого. Исключение – темы, касающиеся  политики. С людьми, пристрастившимися к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам, и их близкими занятия проводит специально подготовленный работник клуба. Длительность занятий — два часа. В среднем проводится  40 занятий в год. Регулярно на приходе, где находится СКТ, служится специальный молебен о недугующих страстью пьянства перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В собраниях общины нередко принимают участие священники, врачи и психологи. Завязывается общий разговор. Предметом его могут быть семейные отношения, воспитание детей, ситуации на работе, поучительные истории из жизни любого члена общины. Разумеется, обсуждаются проблемы, обусловленные патологическим пристрастием к химическим веществам, приведшим людей в общину. Поводом для возобновления разговора на эту тему обычно является приход нового участника община. «Ветераны» — люди с большим стажем как винопития, так и воздержания, — делятся  своим опытом с «новенькими». Просьбы помочь в создании СКТ на приходах поступают по мере того, как люди узнают о нашем существовании и определяются с выбором в пользу работы над собой, над изменением своего образа жизни, дальнейшего воцерковления.

 Вы являетесь руководителем Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ) — в этом году вы отмечаете 25-летний  юбилей работы СКТ в России. Каков, на Ваш взгляд, главный итог работы клубов за четверть века?

— Прежде всего, при помощи Божией достигнуто, то, что около трёх четвертей участников собраний чудесно обходятся в своей жизни без спиртсодержащих напитков. Конечно, нас радует и число возросших клубов на приходах, и образование МОД СКТ, открытие Координационного центра по противодействию алкоголизму в Северном викариатстве Москвы, появление трезвеннической секции на «Татевских чтениях, состоявшийся в январе этого года Первый съезд семейных клубов трезвости. Отмечу и  вступившее в силу соглашение о сотрудничестве с наркологической службой Москвы, а также решение Учебно-методического совета ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России об утверждении нашего учебно-методического пособия. Да, вспомнилось: мы стали лауреатами Первого международного конкурса «Осознанный выбор», проводившегося в рамках конференции III Дроздовские чтения в номинации «Лучшая программа социальной реабилитации потребителей и/или зависимых от ПАВ».

А каким вы видите будущее семейных клубов трезвости в России?

Хотелось бы, Богу содействующе, чтобы движение разрослось настолько, насколько в его поддержке будут нуждаться наши люди.

Беседовал Петр Коробейников

Полный вариант статьи, опубликованной в 11 номере газеты «Православная Москва» в июне 2017 года (без редакторской редакционной правки) — http://orthodoxmoscow.ru/arxiv-2013/

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *