Семейный клуб трезвости на приходе. «Изюминка» семейного подхода

Семейный клуб трезвости на приходе. «Изюминка» семейного подхода

Магай Андрей Игоревич – врач психиатр-нарколог, младший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», заместитель председателя Правления по научно-аналитической работе Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), //modskt.pravorg.ru/

Эта статья является продолжением серии статей, посвященных семейным клубам трезвости. Сегодня хотелось бы поговорить о качественной стороне работы в семейных клубах трезвости. Можно утверждать, что «изюминкой» является использование семейного подхода как основы в трезвенной приходской работе.

Необходим ли на встречах в клубе подготовленный ведущий?

Непременным условием для проведения семейного клуба трезвости является наличие подготовленного ведущего, или работника клуба. Его задачей является модерирование, то есть направление разговора таким образом, чтобы среди участников несмотря на сложность обсуждаемых тем непременно торжествовал «Дух мирен». Здесь уместно будет вспомнить высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Хотелось бы вспомнить и слова Святого Евангелия, которые неоднократно повторял на первых встречах в семейном клубе трезвости протоиерей Алексий Бабурин: «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них». (Мф. 18:20).

Обязательным ли условием является присутствие всех членов семьи на клубных встречах?

На встречах семейных клубов трезвости часто возникает ситуация, когда участниками бесед становится только один из членов семьи. А зачастую бывает и так, что готов участвовать в работе клуба совсем даже не страждущий, а уставшие от трудной жизненной ситуации ближайшие родственники или даже друзья. В связи с этим основатель клубного движения Владимир Худолин утверждал: «Иногда бывает невозможно собрать для беседы всех членов семьи одновременно. В таком случае работник клуба должен начать разговор с присутствующими членами, рассматривая их как целостную семейную группу».

Из личного опыта: многолетний опыт работы в семейных клубах трезвости убеждает в том, что значение подготовки ведущего нельзя недооценивать. Искусство ведущего, основанное на теоретическом и практическом опыте клубной работы, позволяет создать необходимые условия, в которых неоценимый опыт совместных встреч может быть «транслирован» и отсутствующим на встрече членам семьи. Подтверждением этих слов является рассказ Галины:

«Если в семье твоей в этом смысле неладно и близкие твои в беде, то на собраниях нашей общины трезвости мы находим реальную помощь. Скольких людей излечил отец Алексий своим пастырским словом. Он сумел так организовать общину, что абсолютно все ее члены стремятся помочь друг другу.

За те два года, что я хожу на общину, она стала моим домом, и я уже не могу обходиться без наших регулярных бесед за чашкой чая. Члены моей семьи также посещают эти собрания, — кроме одного — моего сына Василия, которому туда и надо ходить, но он не ходит, но очень любит слушать мои «отчеты» о заседаниях общины. У меня появилась надежда, что не зря он меня хотя бы выслушивает без раздражения».

 

Почему бывает эффект от встреч, даже если ходит только один из родственников?

В своем докладе на Первом Съезде семейных клубов трезвости, состоявшемся в Москве в январе 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских чтений, руководитель МОД СКТ протоиерей Алексий Бабурин аргументированно рассказал  о том, что «многосторонность отношений в семье и их тесная взаимообусловленность, всякое стремление что-то изменить в сложившемся семейном стереотипе приводит к сдвигам во всех его звеньях. От влияния семьи, его члену, в силу данных обстоятельств, сложно дистанцироваться. Семья не оказывается в стороне и тогда, когда патогенная ситуация складывается за её пределами».  Поэтому «в лечении и реабилитации должны принимать участие наряду со страждущим все члены семьи и особо значимые для них лица» (http://baburin.cerkov.ru/2017/01/27/semejnyj-podxod-v-prixodskix-klubax-trezvosti/).

Что способствует преодолению кризиса в семье?

На современном этапе развития общественных отношений становится понятно, что в мире наблюдается кризис института семьи и брака. Именно поэтому крайне важным является то, что на встречах православных приходских семейных кубах трезвости общинники знакомятся с учением Церкви о браке. Участники клубов начинают осознавать недостаточность в своих семейных отношениях, что является следствием более глубокого  понимания и осмысления смысла церковного брачного союза. Как результат – клубисты начинают испытывать когнитивный диссонанс, сопровождаемый дискомфортом. Семьи пытаются пересмотреть свои негармоничные взаимоотношения и по возможности сделать их более близкими к тем, которые должны быть в христианском браке.

Из личного опыта: интересным примером ценностной метаморфозы участников семейных клубов трезвости является не только обретение семейной трезвости, но и изменение мировоззрения у людей, скептически настроенных к вере и религиозной жизни в целом. Валентина утверждает, что: «Наша община благо и для атеистов».

«Я впервые пришла в общину с мужем и дочерью около года назад с целью помочь мужу изменить его отношение к алкоголю. В нашей семье только дочь была верующей, но по прошествии года я поняла, что община стала благом для всей нашей семьи. Сюда многие приходят неверующими и именно здесь постепенно постигают сущность православия, при этом в их сознании начинает происходить процесс познания своего «я», усиливаются чувства самоконтроля и, в конечном итоге, меняется образ жизни. Я нашла здесь то, чего не находила ранее в общении с людьми, хотя судьба подарила мне редкую возможность общения со многими интересными людьми.

Скоро исполнится 2 года с тех пор, как мы всей семьёй посещаем общину, и год — как мой муж принял решение жить без алкоголя. Хотя он и не верующий, но общение с людьми, преодолевшими свой недуг, сыграло особую роль во врачевании. За прошедший год мой муж заметно изменился к лучшему. Он всё с большим интересом приходит в общину, где мы можем вести дискуссии на любые интересующие нас темы, включая историю и повседневную жизнь, стал более внимательным к семье. А главное, вновь нашёл в себе силы принять решение не дотрагиваться до алкоголя. Очень хочется, чтобы у него это получилось, а я буду стараться помогать ему, полагаясь на знания, приобретённые мною в общине».

Каким образом устраиваются отношения в семьях участников клубов?

Ведущий клуба, которого также принято называть работником, старается не высказывать своих рекомендаций, также он должен давать «ценные советы». Как правило, живое общение на встрече является результатом обмена практическим опытом в разрешении трудных жизненных ситуаций. Задачей клуба является по мере сил предложить семье новый механизм взаимодействий, когда в семейных отношениях решения принимаются не на уровне «долженствований» и «обязанностей». Ведь в решении своих проблем член клуба ищет выход в осознании своих потребностей.

Какие еще темы могут стать предметом обсуждений на клубе?

Каждая встреча является уникальной для ее участников. В отличие от занятий в школе, где есть четкий план обсуждаемых тем, клубная работы ориентирована на решение конкретных задач. И темами обсуждений на встречах могут быть различные вопросы, которые в настоящий момент волнуют участников. Однако можно говорить о том, что наиболее востребованными для взаимного общения могут быть беседы о христианской культуре в браке, основных функциях членов семьи и распределении обязанностей. Имеет значение и разговор о внутреннем семейном климате, отношении к старшему поколению и значении семьи в воспитании личности. Бывает, что предметом разговора становятся вопросы интимности в браке, проведения семейного досуга, или как должен формироваться бюджет семьи. Большое внимание уделяется и так называемой семейной конфликтологии, то есть обсуждению причин и последствий нарушений в семейных отношениях. Огромное значение имеет обсуждение темы семьи, как «малой Церкви».

Из личного опыта:  необходимо отметить, что благодаря семейному подходу, реализуемому в семейных клубах трезвости более чем в 30 странах по всему миру, семьи людей, в которых один или несколько  членов страдают пагубной зависимостью, обретают радость трезвой жизни. На прошедшем в городе Сестола (Италия) в сентябре 2017 года XXVI Итальянском международном конгрессе семейных клубов трезвости руководитель Российской национальной ассоциации СКТ протоиерей Алексий Бабурин выступил с докладом, в котором рассказал о важности православного мировоззрения в достижении трезвой жизни. Его выступление было очень тепло принято ещё и потому, что прозвучало на итальянском языке (http://baburin.cerkov.ru/2017/10/10/vystuplenie-na-xxvi-kongresse-aicat/) .

 «В главном — единство, во второстепеном — разнообразние и во всем — любовь». Вот, пожалуй, главное впечатление, которым были полны участники международного форума.

Итальянцы, когда собираются вместе (а на конгрессе присутствовало более 700 человек),очень похожи на российских трезвенников: радуются, обнимаются, много расспрашивают друг друга о жизни. Приятным результатом встречи стало знакомство с людьми со сроками воздержания по 10-20 лет, а также приобщение к их интересной жизни.

Опубликована в экономическом вестнике «Приход» №6 2017 год

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *