На бутылках с водкой нарисуют «страшные картинки»

На бутылках с водкой нарисуют «страшные картинки»

По мнению Минздрава, это заставит людей задуматься: пить или не пить?
На бутылках с водкой нарисуют «страшные картинки»
ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЗОТОВ/ТАСС

Минздрав РФ предложил маркировать бутылки с алкоголем по-новому. Надо сказать, что тенденция размещать «страшные картинки» на вредных для человека продуктах закрепилась в России достаточно прочно. Так, на пачках сигарет они появились ещё в 2013 году.

Но примеров, когда такими же «картинками» украшали бы и алкоголь, в мировой практике нет. О том, как повлияет введение этой меры на потребление россиянами спиртного, высказались эксперты на “круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты» 13 сентября.

Тревожный диагноз

Сейчас на бутылках с алкоголем есть только предупреждение о вреде чрезмерного употребления спиртного. Это требование введено приказом Минздрава с 2007 года. Однако первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин считает, что необходимы более действенные меры.

НИКОЛАЙ ГОВОРИН . ФОТО: ПГ/ИГОРЬ САМОХВАЛОВ

«Хотя уровень потребления алкоголя в последние годы в целом по стране снизился, смертность от алкоголизма пока не удалось свести на безопасный уровень»,- констатирует депутат. В ряде регионов алкоголизму подвержены до 30 процентов населения. Разница в продолжительности жизни женщин и мужчин достигает 12 лет. А 44 процента мужчин не доживают до пенсионного возраста. От пристрастия к алкоголю ежегодно в стране умирают 500 тысяч человек.

«Выкашиваются люди трудоспособного возраста и, что самое тревожное, молодёжь», — отмечает Николай Говорин. Алкоголизм родителей отражается и на здоровье подрастающего поколения. «Мы имеем удручающую статистику увеличения психических заболеваний среди детей младшего возраста и это прямое следствие неумеренного потребления горячительных напитков родителями»,- замечает депутат.- Если сегодня не принять решительных мер, через 5 лет распространение алкоголизма сделает задачу увеличения рождаемости, поставленную президентом, невыполнимой».

На этом фоне меры, предложенные Минздравом, а именно: размещать предупреждающие картинки о вредных последствиях употребления алкоголя — выглядят вполне логичными. Тем более что опыт размещения устрашающих картинок на вредных для здоровья продуктах уже имеется. С 2013 года  на пачках сигарет появились отталкивающие картинки с надписями «эмфизема», «цирроз печени» и др. Вместе с тем Николай Говорин согласен, что табак и алкоголь всё же разные продукты. И если вред табака абсолютный, то высококачественное вино это продукт пищевой, который врачи в умеренных количествах даже рекомендуют. «Поэтому к введению этой меры следует подходить вдумчиво»,- констатирует депутат.

Водка вредна, вино полезно?

С тем, что предложение Минздрава нуждается в дополнительной проработке, согласны и эксперты.

ФОТО: АРТЕМ ГЕОДАКЯН/ТАСС

«Мы уже несколько лет клеим страшные этикетки на табачные пачки. Но где статистика эффективности этой меры? Её никто не видел. А эти цифры очень важны для принятия решения перед тем как распространить такой подход и на алкогольную продукцию»,- замечает президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев.

РУСЛАН ИСАЕВ. ФОТО: ПГ/ИГОРЬ САМОХВАЛОВ

Он добавил, что виноделие и потребление вина — это часть культуры проведения досуга: «Мало кто захочет ставить на стол бутылку с изображением разлагающихся органов. И производители высококачественного вина начнут судебные процессы, поскольку несложно доказать, что их продукция, употребляемая правильно, не наносит вреда здоровью».

Эксперт обратил внимание и на психологический момент. Если картинки будут клеиться на каждую бутылку, независимо от того, какой алкоголь в ней находится, это очень скоро перестанет людей отпугивать. Кстати, в мировой практике размещение подобных изображений не распространено. Только в Великобритании на бутылках с алкоголем есть символическое изображение перечеркнутой беременной женщины с бокалом спиртного.

С тем, что надо выделить отдельную группу напитков, на которые будут наклеиваться устрашающие этикетки, согласен депутат Госдумы Виталий Милонов. По его мнению, в эту категорию должны попасть водка, пиво, алкогольные коктейли. «Водка относится к напиткам, вызывающим тяжёлое опьянение, под воздействием которого люди чаще всего совершают преступления. Слабоалкогольные напитки также очень вредны. Под их воздействием у молодёжи возникает привыкание к алкоголю, а затем молодые люди уже переходят к более крепким напиткам», — отмечает депутат.

«Если уж говорить об ассортименте продающегося алкоголя, нужно сразу выделить те напитки, производство которых должно быть просто запрещено. Этикетками в борьбе с ними не поможешь»,- такой точки зрения придерживается психиатр-нарколог НИИ психиатрии Виктор Ханыков. Он настаивает, что производство дешёвого портвейна (вроде «трёх семёрок») а также пива повышенной крепкости, которое изготавливается с подмешиванием спирта, должно быть прекращено. «Эти напитки сегодня можно купить в любой торговой сети, а ведь именно они вызывают тяжёлые формы опьянения, связанные с изменением психики»,- констатирует эксперт.

Чем испугать молодёжь

Между тем дифференцированный подход важен не только когда речь идёт о различных видах алкоголя, но и по отношению к тем, кто этот алкоголь употребляет. «Очевидно, что этикетка на бутылке, какой бы страшной она ни была, не заставит бросить пить алкоголика, но на молодёжь она может оказывать воздействие. Ведь этикетка создаёт красивую атмосферу употребления алкоголя, а когда эта атмосфера исчезает, исчезает и потребность в питье» — отмечает член общероссийского движения «Семейные клубы трезвости» Дмитрий Девяткин. По его мнению, главное назначение инициативы Минздрава отвратить молодёжь от употребления спиртного. И эта цель может быть достижима при взвешенном подходе.

ДМИТРИЙ ДЕВЯТКИН. ФОТО: ПГ/ИГОРЬ САМОХВАЛОВ

«Изображение на картинке должно учитывать именно молодёжную психологию»,- соглашается Виктор Ханыков, -.указание на то, что алкоголь разрушает клетки головного мозга или содержит огромное количество калорий, что способствует ожирению, будет оказывать останавливающее действие на молодую аудиторию.Тогда это станет важной мерой психологического воздействия».

ВИКТОР ХАНЫКОВ. ФОТО: ПГ/ИГОРЬ САМОХВАЛОВ

И всё же большинство экспертов сходятся во мнении, что новые меры борьбы с пьянством, будь они экономическими или воздействующие на психологию, не должны носить характер компанейщины. В этом с ними полностью согласен и Минздрав, который предлагает включить в будущем меру по маркировке алкоголя предупреждающими картинками в стратегию по формированию здорового образа жизни населения до 2025 года.

Приводится по материалам — https://www.pnp.ru/economics/butylki-s-alkogolem-sobirayutsya-ukrasit-ottalkivayushhimi-izobrazheniyami.html

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *