Хитросплетения алкоголизма

Хитросплетения алкоголизма

Приводим стенограмму одной из встреч, проходящих в театре «Камерная сцена».
Ведущий встречи — протоиерей Алексий Бабурин

Отец Алексий: Говоря о греховных и святых страстях, важно для себя уразуметь, что соответствует учению нашей православной церкви. Святые отцы, говоря о бесстрастии, говорят о цели христианской жизни, о необходимости стяжании Духа Святого Божия. «Да знаменуется на нас свет лица твоего», — читают священники на утрени. Это основная установка, это наша цель. Было бы неправильно говорить о том, что мы не должны об этом мыслить. Если мы существуем сами по себе, без Бога – это беда, даже если человек и пребывает в трезвости физической. Мы должны славить великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа. Такая внутренняя работа требует от нас определенной концентрации внимания и напряжения сил, но это очень важно и становится особенно возможным, когда мы ощущаем свое бессилие, греховность.

Одно дело, когда я пьянствую и осознаю свою греховность. У святого человека ведь смертных грехов нет, но он только подумал о грехе, как сам себя винит и казнит, что он самый первый грешник. «От них же первый есмь аз», – говорится в молитве, и это не рисовка какая-то, не игра. В покаянном состоянии человек только и способен видеть божественный Свет. Этим он вознагражден за то, что смирил свое сердце. Только лишь уничиженное сердце Господь вознаграждает. Необходимо в Бога богатеть – такую цель ставит перед собой христианин. А если этой цели мы не ставим, тогда вся жизнь становится бесцельной. Подобную жизнь можно сравнить с пребыванием в автоматизме каком-то, она способствует превращению личности в робота. А этого никак нельзя допускать.

Александр: Батюшка, а почему Господь всех людей не приводит к священству, как Вы, например, или даже в монастырь?

Отец Алексий: Старец Силуан ощутил Бога, живя в миру. Преподобный Антоний Великий восхищался семьей, которая больше его угодила Богу, потому что эти люди так умели жить по заповедям в миру, как не каждый монах за забором монастырским. Вот доказательство того, что в нашей жизни и в миру можно спасаться и стяжать Дух Святый. Только не нужно бояться узреть свет Христов. Мы можем говорить о богообщении, когда христианин входит в Свет Христа.

Михаил: А вот я подумал, когда размышлял о красоте физической, что даже в человеческой жизни Свет Христов отражается на человеке. Красота лица, например, мы можем видеть совершенно разные лица в пожилом возрасте, так, одно лицо у старушки, которая всю жизнь ходит в храм, и жизнь у нее безупречная с нравственной точки зрения, а вот другое лицо у какого-нибудь злобного пенсионера. Это интересное наблюдение на мой взгляд.

Отец Алексий: Это и есть отпечаток истинной любви. И мы можем видеть разные проявления у тех, кто бывает наполнен любовью христовой. То это ощущение какого-то радостного пребывания: «Сотворим три кущи», — говорит апостол Петр во время Богоявления. «Хорошо бы нам здесь остаться». В этот момент все телесное, все земное отошло, как бы исчезло. И это радость неизреченная, настоящая.

Люди, употребляющие наркотики или другие психоактивные вещества, пытаются приблизиться к ощущению хоть доли такого наслаждения. Но такой человек сам себя обманывает. Животный человек вообще стремиться к удовлетворению похоти, рассчитывая, что он получит истинное наслаждение. Затем он пытается все время воспроизводить это акт, но никакое земное наслаждение не может уподобиться бесконечной радости, к которому Господь призывает каждого из людей.

Люди, по-настоящему пережившие радость любви, могут и рассказать об этом. И евангельская история о событиях Богоявления является настоящим свидетельством о переживаниях апостолов. Если мы благоразумные люди, то можем прислушаться, если же для нас нет авторитетов, то остаемся пребывать в греховном состоянии и получаем те проблемы, которые следуют за удовлетворением греховных потребностей.

Алкоголизм – это целый комплекс проблем, связанных с греховной страстью винопития. И мы часто об этом говорим. Если рассуждать об исцелении от этой страсти, то бывают такие последствия греха, что они заставляют человека остановиться, и иногда он способен изменить образ жизни. В такой жизненной логике заложена потенция к изменению образа жизни, иначе каждый страстный человек был бы предуготовлен к вхождению прямиком в ад. Господь оставляет возможность измениться и перенацелиться, чтобы стяжать добродетель и в Бога богатеть. Если нет веры в милосердие Божие, тогда все методики лечения алкоголизма, наркомании, блудной страсти оказываются некими жалкими потугами к тому, чтобы привести человека в состояние равновесия. А его не приведешь, потому что нет главной цели, ради чего необходимо изменяться. Человек находится в той же системе координат, он не способен выйти из себя, из своего эгоизма. Он хочет лишь найти баланс, как возможно оставаться страстным и при этом спастись. А такой баланс не найдешь. Греховную страсть невозможно удовлетворить, а святая страсть не может возникнуть если отвергнут краеугольный камень, который является Христос. Без устойчивого фундамента здание не сможет устоять, и новый дом снова упадет и раздавит под своими развалинами своих жителей. Так произошло, когда краеугольный камень Спасения – Христос, был отвергнут, не понят, непризнан, а результатом стало проявление зла во всей полноте.

Михаил: в продолжение своей мысли хотел привести пример, как отражается жизнь человека на его облике. В Цхинвале у нас была соседка, тетя Женя. Бабушка, когда собиралась в город по важному делу, всегда ждала, одевшись, когда тетя Женя пойдет за водой, и здоровалась, идя навстречу ей. Тетя Женя была душевный человек и ее все любили. Лицо же у нее было как у младенца. И смерть ее была прекрасной — она тихо преставилась ко Господу. Муж же ее пил, кричал, а потом сошел с ума. Кончина его была совершенно противоположной. И вот в одной семье можно наблюдать такие различные жизненные примеры. Удивительно, насколько порок когда накапливается начинает отражаться на лице – оно темнеет, а взгляд тухнет.

Георгий Витальевич: я тут послушал рассказ и вдруг вопрос возник. Можно ли человеку, благочестивому по своему внутреннему устроению, прожить всю жизнь с кошмарным алкоголиком так, что у него не возникло серьезных внутренних проблем?

Отец Алексий: Этот вывод совершенно правильный – можно жить с человеком, который беснуется, и при этом не потерять мирного состояния духа. Но это определенная высота смиренномудрия и подвига духовного. Такой подвиг достоин всякого не просто уважения, а подражания настоящего. И я знал такие семьи. Бывало даже такое, и такая семья мне известна, когда он страдал алкоголизмом, но то было связано с субъективными обстоятельствами – человек был отправлен на Колыму, потому что был не согласен с тем, что Россию можно накормить лишь одними кроликами (а в определенный политический период были такие теории). В местах заключения этот человек, естественно, приобщился к этому злу. Он стал по-настоящему больным. Затем, когда к нему приходил священник с вопросом об исповеди он лишь говорил: «Ишь ты, мысли мои хочешь узнать!», — в такой степени он не мог никому доверить свое задушевное. Умер он, когда уже начались приступы эпилепсии. Но перед смертью этот человек исповедался и причастился, и Бога он не хулил. Конечно же, жизнь с этим человеком была крайне трудной, особенно когда он напивался. Но по своему внутреннему складу человек был хороший, добрый. А ведь в жизни всяко бывает. Вот мы здесь и собираемся, чтобы понять, как нам жить.

Георгий Витальевич: Для меня это рассказ связан с нашими проблемами. В мой клуб приходят в основном люди с типичными проблемами, у которых родственники или близкие являются пьющими людьми. Вы сегодня рассказывали о перенацеливании. Действительно. Если человек начинает жить с Богом, то от него все пагубные привычки отскакивают, не прикасаясь к душе. А ведь пьющие люди зачастую живут без Бога. И как быть с теми, кто номинально являются людьми верующими, и даже ходят в церковь.

Отец Алексий: Значит, все-таки не по христиански человек живет. Ведь апостол Павел говорит, что мы не должны терпеть пьяниц, даже сообщаться с ними нельзя. Он так говорит, вы же это хорошо помните. С другой стороны хочу напомнить, что Христос сообщался с грешниками, среди которых были и пьяницы.
И перед нами стоит серьезная задача, почему мы и должны хорошо задуматься и разобраться в вопросе, прежде чем активно начать участвовать в решении этой проблемы.

Елена Юрьевна: Но люди к нам в клубы приходят с решимостью измениться.

Отец Алексий: Совершенно правильно, в этом вся разгадка и разрешение этого противоречия – люди приходят с желанием изменить образ жизни. А если человек продолжает упорствовать в этом зле и не хочет отказываться от винопития или наркомании, или игры, то он должен быть изгнан, с ним необходимо прекратить общение. И это правило применимо во всех терапевтических сообществах, в том числе и в Европе. Но такой человек потом может вернуться. Ведь даже из церкви изгонялись люди, их предавали анафеме, как тех, кто насаждает грех. И это очень серьезная мера помощи, иначе личность не будет исцелена. А когда же человек окажется на стране далече, прочувствует тяготы жизни без любви ближних, тогда он может быть принят в отчем доме. Кающегося человека необходимо принимать с любовью. И увещевают такого с кротостью. Иначе и быть не может.

Георгий Витальевич: Я возвращаюсь к ситуации, которая сложилась в семьях у общинников в нашем клубе – сами пьющие в церковь не ходят, и совершенно не собираются исправляться. Они даже говорят: «Пили и пить буду. Все пьют, и я пью, почему я должен прекращать пить?». Бывает даже такое, что у кого-то духовник разрешил выпивать. И вот так получается, что у близких пьющих людей возникает к ним такая страстная привязанность, которая граничит уже с клинической симптоматикой. Такая страстная привязанность не дает возможности произойти никакому изменению с пьющим. А когда такому ближнему начинаешь говорить о том, что вы не должны участвовать в его грехе, а значит, может быть, и изгнать такого человека из общения, начинают высказываться аргументы, которые очень часто ссылаются на Евангелие. Мол, в Евангелии же говорится, что необходимо заботиться о претыкающемся ближнем. И все делается для того, чтобы пьющий и дальше пребывал в грехе. И такие диалоги у нас на встречах идут постоянно.

Дмитрий: Практика общины показывает, что многие люди являются идеологическими алкоголиками. Человек, действующий по идеологическим соображениям, не легко принимает новые установления. Так бывает с игроком в футболе, который длительно оттачивает свою индивидуальную технику, и не хочет ни с кем делиться мячом. Но потом, во время командной игры ситуация вокруг изменяется, сначала он конкурировал с другими игроками, а потом вдруг начал делиться мячом с другими.

У нас часто бывает так, когда мужья говорят, что не будут меняться из принципа. Но когда жена начинает занимать позицию трезвого жизни, которая включает в себя комплекс разумных изменений в своем поведении, то изменения происходят и с мужем. Для этого необходимо изменить свой собственный образ поведения, нужно выйти из порочного круга «вытирания соплей», тогда человек начинает приобретать трезвый взгляд на вещи. У пьющего человека от этого начинает открываться зрение. Пьющий, к сожалению, не имеет возможности сам опомниться, для него необходимы острые средства, как, например, холодный душ, и очень разумный взгляд ближнего. Конечно, страсть тяжело преодолеть. Когда же человек близкий – жена или мать, начинают усиленно молиться и не участвовать в грехе, то в семье начинают происходить изменения. Я знаю случай, когда непьющая теща дала обет трезвости ради своего сына. С этого времени я не видел пьяным ее мужа уже сколько лет, а раньше он доходил во время выпивки и до богохульства. То же самое изменение произошло и с ее сыном. Ведь она сама не испытывала зависимости, и вот через два-три года начали происходить изменения. И дело, видимо, в молитве и здравом взгляде на вещи.

Отец Алексий: А может быть и так, что ближние сами ведут себя вроде бы правильно, ходят в церковь, но у них нет молитвы, и люди пьют. А когда начинают по настоящему молиться, то все меняется. Поэтому надо начинать прежде всего с молитвы. Когда люди не молятся, то они и не способны ничего изменить, как бы не хотят поменять ситуацию. И это можно объяснить спокойно.

Дмитрий: Батюшка, но помимо молитвы есть еще действие. Когда ближний человек начинает собой жертвовать, например, человек независимый вдруг отказывается от алкоголя, один этот шаг можно счесть подобным молитве? Ведь он любил вкуса вина, а приходится от этого отказываться.

Отец Алексий: Такой поступок является проявлением акта любви, мы об этом говорили.

Георгий Витальевич: Конечно, нам известна сила молитвы, но сейчас на встречах собираются женщины, которые молятся годами. И у них ничего не получается. Они сами не пьют годами, а также ездят по монастырям.

Отец Алексий: Значит, ищите причину этой ситуации, смотрите на нее как врач. Если молятся – кому, как.

Георгий Витальевич: К слову сказать, батюшка, на молебнах перед иконой «Неупиваемая Чаша» в храме Всех Святых на Соколе у нас подаются 1000 записок, остаются помолиться – 60-80 человек, на встречу в семейном клубе приходят до 10 человек, а остается всего лишь один.

Отец Алексий: Да, надо выяснять, что делается не так. Ведь существует не так много поводов, чтобы расстраиваться раньше времени.

Андрей: Я хотел бы рассказать об одной из таких причин. Есть люди, которые думают, что помогают зависимым, а сами генерируют обстановку, которая приводит к срывам. Одно из распространенных явлений в семье: жена поговорит с пьющим мужем о его трезвости, а потом переживает, что муж не поступает, как она сказала.

Отец Алексий: Когда мы рассматриваем наши личные отношения с Богом – мы слушаемся Его? Нет, мы постоянно нарушаем заповеди, удивительно, как нас терпит Господь. А когда же рассматриваем взаимоотношения между нами, то требуем, чтобы ближний человек нас слушался. Как говорится, сами не научились слушаться, а от другого требуют. Какому же Богу они молятся? А.Ф. Лосев, когда рассматривал злодеяния обновленческого священства в революционное время, то спрашивал: «На каком языке они разговаривают с Богом?» Надо прояснить эту ситуацию. С кем же они разговаривают? Надо помнить, что подавляющее большинство христиан не знают Символа Веры, заповедей, а считают себя православными. Из православных только 40% верит в загробную жизнь. А ведь человек может и ездить по монастырям, и вообще не пить алкоголь.

Собственно говоря, с Божьей помощью открываются глаза на наши язвы и даются врачевства. Нужно только правильно ими пользоваться и не унывать, и не пребывать в лености и сладострастии. Важно сознавать греховность даже тогда, когда дал обет трезвости, и не думать, что это твоя заслуга. Места гордости и тщеславия быть не должно. Иначе есть опасность возобновления пристрастия и в еще более тяжелом варианте. Мы это знаем не понаслышке. Очень важно уметь перенацеливать страсть — обладает тобой пристрастие и страсть, проси у Господа помощи силы чтобы перенацелить эту энергию на страсти святые и, совершенствуясь в молитве, искать того, чтобы Господь сподобил нас благодати своей. Ее надо возгревать в себе. А возгревать ее можно посредством участия в церковных таинствах, неформального, чтения слова Божьего и пребывания в молитве, что очень важно. Это уникальный способ Богообщения.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *