Открытие нового семейного клуба при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви было для многих неожиданным. Здесь уже действовала школа трезвения, работающая по методу Геннадия Шичко. Но многие страждущие и особенно их родственники, пройдя обучение по этой методике, чувствуют – в ней много теории, но практического обсуждения ежедневных проблем не хватает. Здесь и пригодился опыт семейных клубов трезвости.
Теоретические занятия в школе трезвения проводит диакон Иоанн Клименко. Он и встретил нас во дворе храма преподобного Сергия Радонежского, что на Николоямской улице. Сразу завязалась беседа об истории трезвенного движения в России, и , не прерывая ее, мы вошли в конференц-зал, где была назначена встреча клубистов-новичков. Признаюсь, что при слове «конференц-зал» представилось помпезно-громоздкое помещение со сценой и трибуной. Но, к счастью, антураж оказался самым подходящим, привычным для наших бесед: большой, как семейный, стол, стулья, чашки, чай, сладости.
Начали, как и принято, с молитвы. Устроились за чайным столом. Несколько женщин, слушательниц школы трезвения, поглядывают на меня, назначенную ведущей, и на психолога Елену Юрьевну И. с настороженным любопытством. Рассказываю кратко об опыте югославского учёного Владимира Худолина, которому в середине ХХ века первому пришла простая, как всё гениальное, мысль – объединять в клубы трезвости не отдельных людей, семьи , чтобы решать проблему зависимости комплексно . Опыт оказался успешным, его стали активно осваивать в Европе, и особенно в Италии. И наш духовник и организатор первого в России СКТ протоиерей Алексий Бабурин первоначальную стажировку проходил именно у итальянцев. Первый клуб был создан в подмосковном селе Ромашково в 1992 году. А теперь в Москве и других регионах существует около двадцати семейных клубов трезвости, использующих метод духовно-ориентированного диалога.
Затем перехожу к личному – опыту отношений с мужем, который 5 лет назад декларировал свое пьянство как высшее жизненное достижение. Помощь и поддержка семейного клуба помогла переориентировать этот взгляд с точностью до наоборот: высшее достижение – это трезвость, и трезвая жизнь намного здоровее, богаче и интереснее.
Никита В., имеющий 5-летний опыт практической трезвости, рассказывает о своем пути к изменению образа жизни. Слушают нас внимательно, некоторые делают пометки в блокнотах, однако на предложение поделиться собственной бедой никто не откликается. Только диакон Иоанн решается откровенно рассказать о проблеме своего родственника. Видно, что такая форма общения присутствующим в диковинку. Поэтому пока говорят те, кто к этому привык: Никита – ведущий клуба при храме Девяти Кизических мучеников; психолог Елена Юрьевна; преподаватель диакон Иоанн, которому красноречия не занимать.
Часто бывает, что готовность поделиться проблемой «созревает» только к концу встречи. Так случилось и на этот раз. Двое: Борис и Анна – говорят о своей боли: о детях, увязших в страстных привычках. В процессе рассказа выясняется, что не только дети, но и родители увязли – в своих заблуждениях, в неверных представлениях о том, как помочь ребенку. Впрочем, надо отдать должное Анне: она нашла в себе силы проявить твердость, не потакать развитию страсти сына, понимая, что жалость и мягкотелость здесь ни к чему не приведут.
Встреча семейного клуба трезвости продолжалась три с половиной часа. Пролетели они быстро, буквально на одном дыхании — беседа закончилась только после напоминания ведущей о том, что двухчасовой «регламент» давно исчерпан. Участники встречи смогли убедиться в том, что практический опыт обретения трезвости очень нагляден и поразительно интересен. И готовность освоить его буквально читалась почти в глазах новых клубистов.
Когда я возвратилась домой, и уже собиралась ужинать, вдруг раздался телефонный звонок. Это звонил диакон Иоанн Петрович Клименко. Видно было, что и его переполняют впечатления, полученные на сегодняшней встрече. И впечатления эти были самые положительные. Практика нашего опыта глубоко заинтересовала человека, считающегося одним из адептом теоретического направления трезвенной работы. Дай нам Бог, чтобы мы и дальше находили общий язык и жили одними смыслами.
Любовь Новикова