Страсть, поработившая душу, формирует и телесные болезни — такие, как эпилепсию, болезни печени и других внутренних органов, а может даже привести и к тяжелым психическим болезням. В ответ на страдания телесные душа страждет еще больше, а потому становится раздражительной, обидчивой, мнительной.
Вот и на помощь к такому страдающему человеку приходят специалисты разных специальностей, но также необходимые все вместе, как в единстве призваны существовать дух, душа и тело. Телесным врачеванием занимаются врачи, будь то терапевты, психиатры или гомеопаты. В душевных недугах как не прибегнуть к помощи опытного психолога, а может быть даже и психотерапевта. Ну а уж духовное исцеление возможно с духовными врачами, а кто как не священники лучшие из них?
Важно, что в иерархии духовно-душевно-телесного, духу отдается ведущее место: духовно сильный и с душевными переживаниями справиться может, и конечно, телесные недуги преодолеть.
Врачеванием страстей духовных уже много веков занимается аскетическая традиция русской православной церкви, к которой и принадлежат по духу общины трезвости. Опыт аскетического преодоления страсти отражен в произведениях Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» и «Путь ко спасению». Большинству православных христиан известна фундаментальное творение «Лествица» Иоанна Лествичника. В книге Никодима Святогорца «Невидимая брань» также раскрывается православный аскетический опыт борьбы со страстями.
Но опыт святых отцов должен быть донесен до человека страждущего. Ведь не каждый «здравомыслящий» человек станет изучать труды святых отцов. А что делать человеку, которого терзают внутренние противоречия, а ум далек от ясности, мышление от трезвости, чувства от помутненности, и тело требует своего «законного» лекарства?
Вот тогда и оказывается бесценным опыт Тамары Александровны Флоренской. Ее многолетний опыт духовно-ориентированного диалога, преподанный в книгах «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» и «Диалог в практической психологии», основан на изучении святоотеческого наследия и осмысления его сути через современные психологические познания. Увлекаясь в молодости психоанализом, совершив путь к открытию диалогического метода общения с людьми зачастую совсем не верующими в Бога, но живущими в поисках своей совести, она описала основные закономерности такого диалога в работе с людьми страждущими. А другими словами, она смогла раскрыть суть того, какими внешними действиями и внутренним состоянием во время общения можно приоткрыть в человеке путь к его общению с Богом.
И конечно же, современные научные представления, реализованные в опыте работы семейных клубов Владимира Худолина позволяют сделать возможным распространение опыта такого общения среди максимально возможного количества людей, а также в максимально полезной для этой цели обстановке. Ведь именно в семье происходит формирование пагубных страстей наших общинников, а значит и в семье они должны быть преодолены. А потому имеет значение работа над собой не только человека страждущего, но и его ближних, его семьи. К тому же, обретение нового смысла жизни, изменение образа жизни на пути к целостному человеку, живущему в гармонии со своей совестью и Богом, возможно лишь в семье, где есть любовь, уважение и взаимопонимание.
Объединение семей в группы, количество людей в которых не превышает максимально возможного для продуктивного общения между ними – удивительное открытие талантливого учёного Владимира Худолина! В связи с этим не удивительно, что еще до 1917 года в России существовала благочестивая традиция вести за общим столом «задушевные» беседы на душеспасительные темы, которые приводили к действительным изменениям в душах их участников. Да и знали ли тогда Флоренскую, Худолина?
Вот так и работают на сегодняшний день семейные клубы трезвости. За чашкой чая, в миролюбивой семейной обстановке взаимного уважения, по возможности понимания, но в то же время не навязывания своего мнения, и в не очень большом количестве (до 12 семей, как и число апостолов у Христа), не всегда в полном составе, но по совокупности составляющие цельную семью, идёт беседу о жизни духа. Конечно, временами разговор уходит и в вопросы отношений между людьми, и преодоления трудностей в общении, разбираются и причины страданий телесных и как с ними лучше справляться. Но самое главное, звучат так необходимые слова бесценного опыта движения благодатного Божиего духа в жизни людей, решивших к нему прислушаться. А для этого – необходимо научиться слушать, а значит не перебивать другого, не отталкивать от себя эти слова поучениями и ненужным морализаторством, осуждением и страхом.
И тогда как бы само собой, невидимо происходит преображение в душе человека, ищущего выход из трудной ситуации и ответа на сложный, мучительный вопрос. Тепло счастья и обретения радости общения с семьей начинает наполнять сердце, а тогда и другие, верные мысли начинают вдруг звучать в голове, и вслед за этим наступает так долго ожидаемое, но совершенно неожиданное изменения в поступках и в делах. Так действует благодать Божия, которая пребывает «где двое или трое собрались во имя Господне»!
А чтобы человек, почувстовавший дуновение иного ветра, увлекшись, следуя порывам еще необученного в добродетели сердца, не сбился с верного пути, затем наступает период обучения рассуждению. А проявляется он в том, что в беседах с духовно более опытными людьми страждущий начинает знакомиться с заповедями Божиями, их проявлениями в жизни человека, а также с последствиями их нарушения. Разбирая блаженства, которые призван испытывать в этой жизни человек, живущий с Богом, мы лучше начинаем понимать жизнь духа в нас, происходит как бы изменение мира вокруг. Так человек, который приходит в общину как раб страсти, через действие благодати, при помощи своей решимости и посредством духовных ближних, сначала по-рабски, из страха начинает следовать за Христом, а затем, уже ощутив для себя выгоду и непременные преимущества такого следования, служит Богу как наемник, ожидая себе наград в жизни этой. И наиболее целеустремленные, из сыновней любви и по причине того, что уже не могут иначе, начинают безвозмездно творить дела добрые, помогая слабым, наставляя сомневающихся, готовые поделиться теплом своих сердец с ближним, кто еще всего этого не узнал.
А в итоге – исцеление от страстей, преодоление пагубных привычек, изменение образа жизни, восстановление семей, многочадие, и чаще всего настоящее воцерковление тех, кто должен был погибнуть, но Божим промыслом оказался спасен для жизни вечной.
Андрей Магай – врач-психиатр, специалист семейных клубов трезвости.