В московском храме Всех Святых на Соколе состоялось собрание приходских обществ трезвости Северо-Западного викариатства, которое провёл архиепископ Егорьевский Марк. Главной темой стал опыт работы семейных клубов трезвости.
В начале владыка Марк отметил, что сегодня, активно обсуждая проблемы различных греховных зависимостей, всё меньше внимания уделяется борьбе с пьянством. Между тем, грех винопития не поражает по-прежнему сотни тысяч людей. «Здесь мы собрались, чтобы порассуждать об опыте в установлении трезвости на приходе семейных клубов трезвости», – подчеркнул владыка.
В России по-прежнему от последствий пьянства умирает около 450 000 человек в год – таковы официальные данные Минздрава. «Ещё 400 000 россиян гибнет от последствий табакокурения – эти цифры озвучил диакон Иоанн Клименко, при непосредственном участии которого на днях провёл первое заседание новый семейный клуб трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Координатор и руководитель работы семейных клубов трезвости (17 СКТ действуют в России в разных города, причём четыре из них – при храме Всех Святых на Соколе) протоиерей Алексий Бабурин процитировал основателя одной из первых общин трезвости в царской России, педагога-подвижника Сергея Рачинского, который связывал борьбу за народную трезвость не с «быстрым увлечением масс», а с внутренним возрождением личности на основе церковного прихода.
В своём выступлении отец Алексий отметил, что программа СКТ, первые из которых зародились в Европе, имеют место в 33 странах мира, только в России получили уникальную для данной методики, но традиционную для нашей страны опору на фундамент православных ценностей. «Целью бесед в клубах является изменение образа жизни, то есть то, что ближе всего христианам – покаяние», – подчеркнул отец Алексий.
В основе работы СКТ в России лежит концепция духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской, и био-психо-социо-духовная концепция алкоголизма югославского исследователя Владимира Худолина. Всё это я обагощено православным традиционным историческим подходом, который зиждется на воцерковлении. Так, добавлены обеты трезвости, что немыслимо в других 33 странах, где также действуют семейные клубы.
Специалист-психолог СКТ Елена Иконникова рассказала о видах психологической помощи, которая оказывается при клубах на всех этапах – это и индивидуальные консультации и разработка программ помощи, и участие психолога в еженедельных беседах в СКТ, и обязательное сотрудничество со священниками при храме.
Иерей Алексий Авдюшко, клирик храма Всех Святых на Соколе, заметил, что сначала люди пришедшие в семейный клуб трезвости на приходе требовали исцеления сразу: «Если этого не происходила, то люди обижались, и даже обвиняли нас в том, что мы сектанты. Однако участие в семейных клубах не является «таблеткой», а становится началом работы над собой. Те, кто хотят найти в такой работе единомышленников остаются в клубах и с Божией помощью исцеляются», – подчеркнул священник. Он также рассказал, что при храме регулярно служится молебен Спасителю о спасении страждущих, на который подаётся сотни треб.
Один из ведущих СКТ, кандидат педагогических наук Георгий Гусев акцентировал внимание собрания на том, что происходит в семьях, когда там появляется страждущий от пагубного пристрастия: «Семья начинает жить в аварийном режиме. Исследования показали – в 100% случаев появление зависимости у одного из родственников сопровождается психологическим или духовным неблагополучием. Поэтому нуждается в помощи не только страждущий, а вся семья»
По его словам, Владимир Худолин совершил понятийный прорыв– предложил рассматривать алкоголизм не как болезнь, а как образ жизни., который необходимо изменить при взаимодействии не отдельных людей, а семей. «Но когда СКТ в России стали православными произошёл ещё один прорыв – целью уже являлось не бросить пить, а достигнуть Царствия Небесного. И такого, кроме как в России, нет нигде в мире», – отметил Георгий Гусев.
Он условно разделил работу СКТ в России на три части. «Первая – духовная составляющая, что делает СКТ именно церковным инструментом помощи страждущим семьям. Вторая – элементы групповой психотерапии, которая держится не на лекторском наставлении, а на свободной беседе, в которой решения приходят такие, которые ни одному лектору в голову не придут. Третья часть – собственно клубная работа в традиционном понимании этого слова: паломничества, участие в конференциях, регулярное посещение тюрем детдомов и домов престарелых в рамках социальной деятельности, работа киноклуба, театр-студии, хора. Организация спортивных праздников и концертов. На сегодня СКТ объединяют 71 семью», – сообщил Георгий Гусев.
Своим опытом трезвенной работы на приходе поделились священник Олег Орлов – руководитель общества трезвости при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке; в прошлом психиатр, а ныне священник Владимир Новицкий, соцработник и ведущая общины трезвости при храме иконы «Знамение в Аксиньине Ирина Скворцова, священник Симеон Лев из храма преп. Сергия Радонежского в Бусинове.
Резюмируя итоги собрания. владыка Марк подчеркнул, что нам не нужно искать новых трезвенных методик на Западе, а пользоваться накопленным опытом. Было принято решение о создании центра обществ трезвости по викариатству на приходе храма Всех Святых на Соколе. «Горячо поддерживаю вашу работу – имейте в моём лице помощника в ваших благих начинаниях» – обратился владыка ко всем участникам собрания.
МОД СКТ