Подготовлено по материалам исследования ведущего семейного клуба трезвости при храме Всех Святых на Соколе Георгия Витальевича Гусева
Неизвестные страницы второй половины XIX века, когда народ отказался пить водку и начал образовывать общества трезвости с обязательством соблюдать воздержание для каждого члена в течение определённого времени. Движению сильно способствовало духовенство. Через доносы трезвенников стали объявлять бунтарями и врагами государства…
Современные историки трезвенного движения в России относят к первому этапу этого движения — крестьянское трезвенное движение 1858 – 1860 гг. Он характеризуется тем, что, во-первых, впервые в России появились ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ – как объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Во-вторых, эти обеты поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви.
Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России , и против крайних злоупотреблений откупщиков.
Откупщик, уплатив государству известную сумму, получал право торговать водкой и съестными припасами, продаваемыми в питейных домах на определенной территории. «Взяв откуп,- свидетельствует И.Т. Прыжов, – откупщик, прежде всего, старался задобрить чиновников, и одних угощал пирами, другим в виде жалования в известное время высылал деньги и водку. Кроме того, откупщики платили жалованье чуть ли не всей полиции». Оградившись, таким образом, от закона, откупщики пользовались неограниченными правами, делали все, что угодно. В погоне за сверхприбылями они шли на все большие злоупотребления. Вместо водки народу по дорогой цене продавали мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость. Возвышенная до крайности цена водки, недоброкачественность ее и ряд всевозможных стеснений и неприятностей, которые приходилось испытывать народу от служащих у откупщиков, заставили сам народ вступить на борьбу с откупщиками: он отказался пить водку и начал образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению сильно способствовало духовенство.
Первые общества трезвости появились в Литве в 1858 году, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской, были известия из Перми и Сибири – с замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью этих обществ.*
Доходы откупщиков резко сократились. Многие оказались несостоятельными. Упали доходы также чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании. Все они свирепствовали против обществ трезвости и духовенства. В некоторых местах они грозили судом, местными властями, в других – выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства.
Затем они обратились к доносу. В апреле 1859 года откупщики жаловались министру внутренних дел на православных священников. Министры внутренних дел, финансов и государственных имуществ открыли настоящий перекрестный огонь против духовенства за то, что под влиянием пастырских проповедей стали возникать общества трезвости, народ перестал пить вино.
В июне 1859 года министр финансов сообщил обер-прокурору Св. Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и вследствие этого просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по сему предмету общее распоряжение. На это обер-прокурор сообщил министру, что Св. Синод по обсуждении доведенных до сведения его случаев торжественного освящения городскими и сельскими обществами обетов трезвости, находит, что содействие православного духовенства к поддержанию решимости прихожан воздерживаться от употребления вина вполне приличествует долгу пастырского служения, и посему Св. Синод благословляет священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина (Указ Св. Синода от 10 августа 1859 г.).
Борьба между откупом и народной трезвостью закончилась победой народа – откупная система была отменена. Однако 1 января 1863 года откупщики устроили распродажу своей скверной водки по дешевым ценам. Народ, празднуя поминки откупу, набросился на дешевку и запил по-прежнему.
После 1863 года Общества трезвости быстро исчезли с лица земли русской, и о них не было слышно до конца 80-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости стали замечаться несколько ранее. Так, в 1874 г. открылось общество трезвости в с. Дейкаловке Полтавской губ., в 1882 г. учредилось «согласие» трезвости в с. Татеве Смоленской губ. Устав этого последнего общества, устроенного С.А. Рачинским, впоследствии послужил образцом для организации массы церковно-приходских обществ трезвости.
*По имеющимся у нас далеко не полным сведениям, общества трезвости были образованы не менее чем в 32 губерниях и 31 уезде.