Рассказывает Светлана
Первая ночь в палатках прошла для всех по-разному. Некоторые дрыхли без задних ног. Но кое-кто так и не смог заснуть. Дело в том, что ночной лес всегда полон разных шорохов, которые издают насекомые, птицы, маленькие зверьки. С непривычки часто кажется, что кто-то все время ходит вокруг палаток. Учитывая смену обстановки и общее перевозбуждение организма в первые дни поездки, некоторым людям заснуть не удается. Но в многодневном походе эти ночные страхи скоро проходят, да и организм в конце концов начинает требовать свою норму сна.
Первые голоса не спящих начали раздаваться еще часа в 4 утра, если не раньше. Они тихо обсуждали, кто же там ночью ходил, шуршал, сопел, храпел, светил фонариком и т.д. Подъем был назначен на 6, но остальные немного проспали, и начали дружно выползать из палаток примерно к половине седьмого. В это утро стояла задача проверить, сколько времени будет уходить у группы на утренние процедуры, завтрак, сборы и сворачивание лагеря. Результат оказался совсем неплохим – около 9 часов утра мы были полностью готовы к выходу. В таком хорошем темпе собираются даже не все опытные группы.
Утро было ярким, солнечным, птицы заливались вовсю. Мы вышли на хорошую ровную дорогу и бодро зашагали вперед. Дорога пролегала между столовыми горами, у каждой из которых скальная верхушка имела какую-нибудь своеобразную форму. Попадались столбы, грибы, головы людей и диковинных животных и другие удивительные структуры. В долинах между горами и на склонах зеленели леса, луга и сады. Довольно долго тянулся сад из деревьев грецкого ореха, но ни цветов, ни завязи плодов почему-то не было видно. Иногда дорога поднималась выше, и тогда можно было увидеть, как она вьется впереди между гор. Вначале местность была открытая, потом дорога вошла в лес. Мы прошли пару развилок с промаркированными номерами маршрутов, указанными на карте. Вроде бы, мы придерживались маршрута с нужным нам номером, но в результате через пару часов ходьбы почему-то оказались не там, где было запланировано. Это немного удлиняло наш путь, но зато мы попали к небольшому монастырю, который иначе бы остался в стороне.
Когда монастырь еще не было видно, мы услышали звон колокола. Потом дорога перешла в подобие строительной площадки между двумя склонами гор, и показались разнообразные постройки из подручных материалов. В дело было пущено все: железные бочки, автомобильные покрышки, металлические вагончики. Это, собственно, и был монастырь. Мы прошли в ворота между двумя железными стенками с фигурами архангелов и святых, прошли по узкому коридору с каменными ступеньками, оплетенному вьющимися растениями, и попали в помещение маленького совершенно темного храма. Когда глаза привыкли в темноте, оказалось, что сбоку сидит молчаливый человек, а весь потолок и все стены храма, и алтарь, украшены красивыми подвесками, сплошь расшитыми бисером. То есть фактически вся комната была украшена бисером. С другой стороны был небольшой столик, где можно было оставить пожертвование, взять свечи и написать записки – что мы и сделали. Для свечей в крымских храмах используют не подсвечники, а ванночки с песком, в который и вставляются свечи. Мы помолились и потихоньку вышли из храма, а человек так и не сказал нам ни слова.
Мы пошли дальше к краю строительной площадки, где оказался святой источник, из которого текла тонкая струйка воды. Табличка у источника предупреждала о необходимости бережно расходовать воду. За источником начинался очень крутой длинный спуск вниз. Здесь мы встретили вначале группу велотуристов, а затем вереницу паломников в городской одежде. Они сообщили нам, что спуск ведет к автомобильной дороге, по которой через 300 м можно дойти до другого, большого источника. Так мы и решили поступить. Спуск вначале шел среди деревьев, а когда деревья расступились, открылся роскошный вид на долину реки Кача. По нашему борту долины на несколько сотен метров тянулись высокие скальные стены с множеством гротов и пещер, среди которых кое-где лазили группки любопытных туристов. В одном месте мы разглядели висящие на стене веревки для тренировок скалолазов.
На берегу реки у нас был запланирован обед, потом нужно было перейти её по мосту и подняться по ущелью на очередную горку к месту следующей ночевки – тур стоянке «Алимова балка».
Жаркое южно солнце к этому моменту уже шпарило основательно. Большой источник у шоссе мы нашли быстро. Вволю поплескались, напились воды, перекусили. В углублении в скале у источника оказалось небольшое импровизированное кафе, где две девушки за совсем небольшие деньги готовили чай из крымских трав и турецкий кофе. Это было очень вкусно, но мы постарались долго не задерживаться, и пошли к реке искать место для обеда.
Река нас вначале разочаровала – берега оказались забетонированы, повсюду росли какие-то сорные кусты и трава, по обеим сторонам проходили грунтовые дороги, по которым периодически проезжали квадроциклы. На другом берегу начинался поселок и пионерлагерь. Пришлось довольно долго искать место, где бы расположиться. Но в итоге был найден небольшой заброшенный сад на берегу и приемлемый подход к воде. В одном месте в мелком русле среди деревьев образовалась небольшая впадина, в которую можно было даже целиком погрузиться. Мы стали готовить обед, и по очереди сходили искупаться. Вода была довольно теплая, вполне чистая и чудесно освежала. Сергей спланировал длинные дневные остановки на 3 часа, учитывая режим Серафима, привыкшего днем спать в детском саду. Однако Серафим совершенно не собирался спать, а за 3 часа мы успели так расслабиться, что снова подняться и пойти было очень тяжело. Поэтому демократическим путем было принято решение впредь сократить дневные остановки.
Немного поплутав, мы вышли на начало подъема к Алимовой балке, и зашагали вверх. В этот раз поднимались уже более равномерно и уверенно, не торопясь и рассчитывая свои силы. Но все равно, подъем есть подъем, и попыхтеть пришлось основательно.
В какой-то момент, когда подъем уже, казалось, должен был кончиться, показалось ответвление от тропы с указателем «Родник». Передовой отряд во главе с Сергеем бодро его проскочил, но остальные, в том числе и я, все же решили посмотреть, есть ли там вода? Ведь тех 6 литров, которые всегда нес Сергей, как мы уже выяснили, на вечер и утро нам недостаточно….А на карте возле тур. стоянки было обозначено всего 2 родника, т.е. каждый из них был важен. Пока дошли до родника, нашли воду, попили, набрали в маленькие бутылки, передового отряда и след простыл…. А между тем, маркировка у родника указывала, что основная тропа ведет как раз не туда, куда они ушли, а за ручей. Мы двинулись следом за ними, рассчитывая, что они нас подождут. А их все нет и нет. Кричим – не отвечают. Хорошая тропа дошла до большой площадки под скальным навесом – очевидно, одного из мест для стоянки, и дальше пошла совсем узенькая тропинка… Их нет, делать нечего, продолжаем идти вперед. Телефоны у всех отключены, местная симка у одного Андрея, который с Сергеем где-то впереди. Тропинка на крутом лесистом склоне становится все уже и уже, лес все гуще и гуще, а их все нет… слазили вверх по склону – там почти непроходимые кусты. Ребенок ушел с Сергеем, Андреем и Сашей, а родители – с нами. Походили вверх-вниз, влево-вправо – тропы нет… Кричим – вроде какие-то слабые голоса в ответ еле слышны. Остановились и решили не сходить с места, и звать их к себе. В конце концов, они пришли на наши голоса откуда-то сверху. Оказалось, что там тоже нет никакой тропы. Зачем они туда ломились и почему не ждали нас – так и осталось загадкой, в том числе и для них самих… Ну что ж, видимо, сказалась дневная жара и усталость после подъема. Но слава Богу, что встретились! Пришлось возвращаться обратно к роднику и сворачивать туда, куда показывала маркировка. За ручьем оказался еще один участок очень крутого подъема. Но в этот раз мы наконец-то добрались в нужное место– большое плоскогорье с лесом и полянами и, снова, оборудованными местами для стоянки с кострищами, лавочками возле них и столами со скамейками, и с деревянным информационным щитом, сообщавшим, что это и есть «Алимова балка».
Светило ласковое вечернее солнышко, других групп не было, и мы выбрали ту полянку, которая нам больше всего понравилась. Бросили рюкзаки и пошли разведывать окрестность. Благо, было еще довольно рано, до темноты оставалось часа два. Вышли на край обрыва, с которого был виден весь наш подъем по ущелью и тот склон, на котором мы плутали. Стало окончательно ясно, что там мы не нашли бы ничего хорошего, кроме густых зарослей…Хотя вид на ущелье был очень красив, что не преминул зафиксировать Алексей. Встретили двух туристов, тоже расположившихся на ночлег. Они нам сообщили, что никакого второго родника не существует. Поэтому за водой пришлось еще несколько раз спускаться обратно. На подъеме к стоянке мы разглядели приближающуюся группу. Мы поспешили вернуться на нашу полянку и установить палатки. Когда пришла вторая группа, они расположились неподалеку на другой полянке, метрах в двухстах. Это оказались школьники, и мы друг другу особенно не мешали. Серьезных мужчин с удостоверениями, требующих оплаты, на этот раз почему-то не было, но мы предположили, что они появятся утром.
Вечер прошел в обычных заботах. Обсудили планы на следующий ходовой день: он предполагался самый длинный и тяжелый. Стало понятно, что нужно заранее внимательнее просматривать карты и тщательно следить за маршрутом. Распределили дежурства по кухне: в третий день рискнули подежурить Андрей с Сашей, а в четвертый – Зоя с Лешей. Мы с Кариной с радостью сдали вахту.
Костер был хороший, сидеть на лавочках из половинок бревен было уютно и приятно. Андрей с Сашей засиделись, кажется, за полночь…
