Меня потрясла школа, причем, когда была зимой в с.Татево и видела ее снаружи, особого впечатления не было. Какое это сокровище, чудом сохранившееся до наших дней, выстроенное более века назад с основательностью и чувством красоты, которые были у наших предков, поняла в те часы, когда проходила конференция, поняла при ознакомлении с внутренними помещениями с высоченными потолками, с картинами на стенах, поняла после общения с людьми, которые в ней работают. Я увидела школу другими глазами.
Для меня было открытием и выступления докладчиков, в которых соединились научные и духовные исследования; до этого не было никогда такого интереса к докладам на любых конференциях. На этой конференции я пыталась уловить каждое слово, причем любого доклада. Не для меня одной было потрясением то, что в школе трудятся 11 учителей и они обучают 17 учеников (это в наше- то время). Из своего опыта и преподавателя, и родителя знаю, какое это счастье для учеников.
Об особом духе теплоты, заботы и любви на конференции говорили все, это явно было не без особой помощи, и работа организаторов конференции совместно с учителями школы, — было реальное воплощение этой энергии , мне хочется даже написать более точные эпитеты, которых достойны эти люди, но боюсь, что это им не понравится, да вы все сами, наверное, догадываетесь, какие это могут быть слова.
Как по — особому шла Служба и Обет трезвости, и люди, которые дали его, и которые были рядом с ними, и которые смотрели со стороны, — требует особого описания. Какая это надежда для нас, что все, связанное с трезвением, с разумностью — не недостижимая мечта, а реальность, которая обязательно наступит. А какой был вид на школу со стороны храма, залитый солнцем, с надписью 1903, с балконом-террасой, с особой архитектурой красного кирпича и белыми колоннами — как сувенир к празднику.
Природа вокруг усадьбы Рачинского, вековые деревья с пением соловьев, озеро, источник и родник, развалины барского дома, с остатками сада, сохранившийся дом управляющего, в котором находится музей — это красота, о которой писали наши любимые Куприн, Бунин, Чехов, — я не смогу. Но то, о чем они писали, все возникло в эти дни в ощущениях. Мне, кажется, у нас у многих ностальгия по тому времени.
Смотришь на всю эту красоту и до слез в душе понимаешь, насколько все надо хранить, как благоговейно надо к этому относиться, как не растерять, как дорожить всем богатством, как меняться в душе, чтобы грубостью или неловкостью не навредить, хоть чем-то помочь, чтобы не плакать потом реальными слезами, как в поговорке : «Что имеем, не храним, потерявши плачем». Простите меня за дерзость. Просто попыталась сказать, что у меня на душе. А на душе, в общем и целом — восторг. Он у меня появился, когда я познакомилась с работой Семейных Клубов Трезвости, с его людьми, с их творчеством и искусством (мне неловко от этой восторженности, потому что разумно направить ее я не в силе, но таких людей я не встречала). Потом восторг немного поутих, а сейчас от конференции « Татевские чтения -2014», и еще, я на праздник Святой Троицы побывала на первой литургии в восстанавливающемся Храме на подворье Девятинского прихода, от нее тоже — такое и счастье, и ликование, и благоговение, что не перевелись на Руси люди красивые, умные, сильные, которые способны и сохранить величие Святой Руси, и возродить его. Спаси Господи за все !!!
Ирина Сергаева