Забытое имя Сергея Александровича Рачинского сегодня по-новому звучит в свете современных проектов, которые создаются на опыте знаменитого педагога-подвижника второй половины XIX в., будь то педагогическая практика, общества трезвости, церковные хоры или проекты по возрождению русской усадьбы.
В Татеве Оленинского района Тверской области с 16 по 18 мая прошёл Международный фестиваль православных обществ трезвости им. С.А. Рачинского и «Татевские чтения-2014», организованные на народные деньги. Руководители клубов трезвости и общинники из Уфы и Тюмени, Минска и Новосибирска приехали на родину «апостола трезвости» С.А. Рачинского поделиться опытом своей работы на ниве трезвеннического движения.

При жизни Рачинского общества трезвости, возникшие по всей России по его инициативе и поддержке, насчитывали десятки тысяч (!) человек. Сегодняшние клубы – только сотни человек. Но это – люди, отказавшиеся от алкогольной зависимости добровольно, без траты денег на медикаментозное лечение (!), с помощью церковных таинств, проповедей, вовлечения семей в круг доброго общения. У молодёжи, которая составляет церковную общину, создаёт театральную студию, совершает паломничества, лыжные походы, организует «трезвый» шашлык, есть будущее.
Мероприятиями на очередном фестивале в Татеве руководил протоиерей Алексей Бабурин – председатель совета Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, член исполкома Всероссийского общества православных врачей имени священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), член Церковно-общественного совета по биоэтике, клирик храма Ризоположения на Донской улице Москвы.

* * *
В эти же дни Ивановская на Лехте школа в Ярославской области, известная авторской программой, созданной педагогом Владимиром Сергеевичем Мартышиным на основе методики С.А. Рачинского, отметила 150-летие своего основания и 20-летие начала работы в качестве школы целостного развития. Отрадно, что в разных уголках России проходят мероприятия, объединённые именем русского просветителя Рачинского.
Отметим и то, что Ивановская на Лехте школа связана духовными узами с ростовской землёй, по которой ступал преподобный Сергий Радонежский. Знаменательно, что общество трезвости в Татеве было создано в день преподобного Сергия – небесного покровителя «учителя века» Сергея Рачинского 18 июня 1882 года.
Директор Ивановской на Лехте школы В.С. Мартышин родом с новгородской земли, он – известный журналист, член Союза писателей России, его статьи отмечены премией имени В. Гиляровского. Перед своим отъездом в деревню Мартышин работал редактором отдела публицистики журнала «Москва». Супруга В.С. Мартышина Татьяна Викторовна – филолог, специалист по финскому языку. К 1990 г., когда Мартышины переехали из Москвы в село Ивановское, в школе было 62 ученика. Сегодня здесь учатся 185 школьников. Не каждый желающий может попасть сюда учиться – в учебное заведение большой конкурс. Для сравнения: в такой же сельской татевской школе им. С.А. Рачинского (Тверская область) сегодня всего 16 учеников, а полтора столетия назад, при четырехгодичном обучении, было полсотни. И нужно учесть, что на территории окрест Татева до революции было 30 школ, а сегодня их всего семь.

Но сама идея С.А.Рачинского по устроению русской сельской школы, которая успешно работала в Татеве с 1870 до 1917 гг., не менее успешно осуществляется и сегодня. По словам Владимира Мартышина, основу его педагогической концепции составляет идеал целостности, которая есть одна из главных, стержневых тем не только русской философии, но и педагогики. В.С. Мартышин многое воспринял из педагогической методики С.А. Рачинского – воспитанника Московского, а далее Берлинского и Веймарского университетов, как он сам признаётся, это единственно верный путь обучения детей, и ничего лучшего для устройства русской школы придумать невозможно.
Владимир Мартышин действует, используя дореволюционный опыт Рачинского в соответствии с культурными и историческими изменениями советской и постсоветской эпох. Его задача оказалась потруднее, ибо Рачинскому требовалось лишь укрепить знания народа, которые тот воспринимал слепо, но верно, всецело находясь в кругу церковной жизни. А современному учителю приходится бороться с теми терниями, которыми сельский русский мiр зарос за время атеизма, анархии, оскудения любви к «родному пепелищу» и слепого поклонения чужим богам.
Ивановская школа целостного развития стала таковой с 1994 г., когда В.С. Мартышин, преподававший там три года историю, разработал и ввёл в практику концепцию целостного развития школьников, которая включает в себя ряд авторских педагогических программ. Это обычная общеобразовательная школа, где углубленно преподаются не те предметы, которые требуются для поступления в престижные вузы, а те, которые дают основательную почву для здоровой духовной жизни, полноценную картину мира, целостное эстетическое развитие. А духовная культура органично входит в атмосферу, в дыхание школьной жизни.
В Ивановской на Лехте школе дети изучают красноречие и каллиграфию, живопись, музыку и хореографию. Особая роль в созданной воспитательно-образовательной системе «Школы целостного развития» отводится изучению курса «Церковнославянский язык». Он преподаётся здесь на протяжении четырёх лет. И преподавание его в школе имеет исключительное значение. В свое время на это обращал внимание и профессор С.А. Рачинский: «Обязательное изучение языка мёртвого, обособленного от отечественного целым рядом синтаксических и грамматических форм, а между тем столь к нему близкого, что изучение его доступно на первых ступенях грамотности, это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придаёт жизнь и смысл изучению русского языка, придаёт незыблемую прочность приобретённой в школе грамотности».
Едва ли не основным в Ивановской школе является программный блок предмета «Отечествоведение», который преподаётся с 1 по 10 класс. Дети изучают этнографию, географию, словесность, фольклор. Изучение начинается с родного дома и двора, села, далее – Ивановской волости, Борисоглебска с их историей, промыслами, культурой, а с 4 класса идёт интегрирование местной истории во всероссийскую и мировую. И здесь есть над чем задуматься педагогам, задача которых состоит в разработке своей программы по типу программы Ивановской школы – «История Борисоглебского края в лицах: от Святогора до Федора Абрамова»; история Ростовского уезда Ярославской губернии, её культуры, этнографии, экономики, быта.
В предмет «Отечествоведение» входят разделы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Сеятели и хранители», посвященный русским учёным, которые внесли значительный вклад в науку земледелия, лесоводство России, «Русский народ. Основы самосознания», где рассказывается о характере народа, укладе русской жизни, национальных традициях.
Одним из предметов Ивановской школы, направленных на духовно-нравственное воспитание, является «Добротолюбие». В этом курсе изучается церковная жизнь, то, как усваивал народ евангельские заповеди, которые стали для него нравственным законом, голосом совести. Детям рассказывают о тех достопамятных людях, которые строили свою жизнь в соответствии с Евангелием: от Владимира Крестителя и Ильи Муромца, Ломоносова и Суворова до П.А. Столыпина и маршала Г.К. Жукова. Изучаются исторические и литературные источники, в которых отражена семейная духовная традиция. А такие разделы, как «Порядок жизни», «Стержень духовной жизни», «Создание духовно-нравственной атмосферы», «Нравственные устои семьи», «Устроение семьи», «Знаменитые русские семьи» дают детям ориентир в современной жизни, где так усердно стираются границы нравственного закона. В старших классах школьники изучают историю христианства, русскую духовную литературу, труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского.
А как чувствуют себя дети других национальностей в русской школе? «За 20 лет школу закончили ребята многих национальностей: таджики, чеченцы, казахи, – говорит директор школы В.С. Мартышин, – они все посещали уроки добротолюбия и отечествоведения, всем интересно узнать то, чем и как жил русский народ». «Заставить верить в Бога никого нельзя, – убеждён мой собеседник. – Но все, кто вливается в этот поток, чувствуют себя комфортно».
Все дисциплины в Ивановской школе преподают профессионалы. За последние семь лет в село и окружающие его деревни со всех уголков страны и из ближнего зарубежья переехало жить больше 250 человек, то есть более 50 семей, среди которых и учительские семьи. Учителя сами построили в селе церковь по образцам XVII в. на месте бывшего каменного храма, уничтоженного в хрущёвское время.
В школе работает более двадцати бесплатных кружков, где школьники учатся петь, играть на фортепьяно, скрипке, гитаре, флейте, старинных инструментах, танцевать классические танцы, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить.

Так, из зерна, заложенного некогда профессором С.А. Рачинским в основание русской сельской школы, сегодня произрастает древо: школа целостного развития, общества трезвости по всей России, духовные центры им. Рачинского, один из которых успешно работает при Театре русской драмы в Москве (им руководит режиссёр Михаил Щепенко), а другой – «Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского» – при Калининградской епархии РПЦ.
Увы, далеко не всем на родине Рачинского близки заветы выдающегося земляка-просветителя. Люди ждут, когда региональные и областные власти обратят, наконец, внимание на смоленско-тверское Татево, где ныне приходит в упадок усадьба Рачинских-Баратынских, заброшен уникальный парк, насаженный профессором Рачинским, а главное – на грани закрытия знаменитая школа «учителя века», увековеченная в замечательной картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» (к слову, художника в своей школе воспитал сам Рачинский). Село пустеет, потому что люди, которые ещё два десятилетия назад засевали здесь льняные поля, работали на лесозаготовках в известном на весь Советский Союз Оленинском леспромхозе, сегодня вынуждены покидать свои сёла в поисках работы. Ныне в селе менее трёхсот жителей, а в конце позапрошлого века на приходе Троицкой церкви в Татеве в 1890-е гг. значилось две тысячи человек.
Нет, не о таком положении своего народа мечтал просветитель Сергей Александрович Рачинский, на свои средства устроивший по уезду тридцать школ, выучивший сорок учителей из крестьян и несколько священников, среди которых был законоучитель царских детей, исповедник царской семьи протоиерей Александр Васильев…
Ирина Ушакова
__________
Фото – С. Воронин и автор