Паломничество в Колюпаново, или путешествие по Святой Руси

Паломничество в Колюпаново, или путешествие по Святой Руси

Путевые заметки обшинников семейных клубов трезвости из паломнического путешествия в Колюпаново 6 декабря 2014 года

В Колюпаново мы собирались давно. Несколько лет подряд созревала у  нас эта идея. И вот наконец пришло время ей осуществиться.
Желающих набралось  19 человек. Еще двое – семейная пара из Подольска  – захотели поехать на своей машине и присоединяются к нам на 110-м километре Симферопольского шоссе.

Собираемся у автобуса. Еще темно: начало зимы, рассветает поздно. Довольно дисциплинированно занимаем места и начинаем наше путешествие.

Дорога на юг от Москвы, по которой движется автобус, овеяна исторической памятью. Вслед за рассказом  экскурсовода погружаемся в толщу времен: усиление Московского княжества при святых благоверных князьях Данииле Александровиче  Московском и его сыне Иване Даниловиче Калите,  затем Куликовская битва и ее герои:  внуки Калиты  Димитрий Иванович Донской и Владимир Андреевич  Храбрый. Владимир Храбрый основал город Малоярославец, а еще, совместно с прп. Сергием Радонежским  —  Высоцкий Серпуховской монастырь.
На 50-м километре от Москвы расположено село Молоди. Здесь  в 1572-м году воеводы Ивана Грозного Михаил Воротынский и Дмитрий Хворостинин одержали блестящую победу над  огромной армией крымского хана Девлет-Гирея.  Битва, которую иногда называют «Забытое Бородино», имела колоссальное значение: с этого момента набеги татар на Москву прекратились навсегда.
Чуть в стороне остается имение Остафьево, принадлежавшее князьям Вяземским. Из рода Вяземских, по преданию, происходил прп. Давид Серпуховской, в миру  Даниил, основатель Вознесенской Давидовой пустыни. Святая блаженная Евфросиния Колюпановская, к источнику которой мы держим путь, в миру звалась Евдокией  и тоже принадлежала к этой известной фамилии.
Серпухов. Переезжаем мост через Оку – он назван в честь Подольских курсантов, героически защищавших подступы к столице в Великую Отечественную войну.
За мостом  начинается Тульская земля, знаменитая оружейными заводами, основанными Петром I. Тула и Алексин – города, в которых  по приглашению царя  голландцы наладили сталелитейное производство, а затем – производство оружия.
В Алексинском районе расположена усадьба Дворяниново, первая остановка в нашем путешествии. Здесь  в середине XVIII века в обедневшей дворянской семье родился Андрей Тимофеевич Болотов, основоположник отечественной и мировой агрономической науки. Знания его были поистине энциклопедическими. Он знал несколько иностранных языков. Был членом Вольного экономического общества. Редактировал  журнал «Экономический магазин».  Прекрасно владел кистью, играл на музыкальных инструментах. Писал пьесы для театра и участвовал в постановках. В течение 20 лет управлял тульскими имениями Екатерины II.  Всю свою жизнь вел дневник, изданный под заглавием «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» и ставший источником ценнейших сведений о жизни русского дворянства XVIII века. Деятельность Болотова столь многогранна, научные интересы столь широки, что его по праву ставят на один уровень с М.В. Ломоносовым. Его имя оказалось незаслуженно забыто, так же  как и имя С.А. Рачинского. И так же возвращается в наше время интерес к его деятельности, к его трудам, к установкам, на которых строилась его жизнь. А строилась она так, чтобы быть в согласовании с волей Божией. Это не раз отмечал в своих записках А.Т. Болотов. Так же ориентировал свою жизнь и С.А. Рачинский. Не в этом ли причина продолжительного забвения столь неординарных представителей земли русской?..
Усадьба распахивается  прекрасными видами. Деревья в легкой изморози, как в кружевах. Аллея кустов черноплодной рябины с замерзшими (и очень вкусными!) ягодами ведет к усадебному дому.  Сам Болотов создал здесь образец усадебного парка, не по английскому или французскому, а по русскому образцу. Наверное, именно поэтому парк воспринимается таким трогательно родным.
Дом во времена безбожной власти был дотла сожжен. Восстановлен в 1988 году по чертежам и рисункам хозяина.  В 1993 году открылся музей, в котором ведется большая работа по освоению наследия  А.Т. Болотова.
Музей встречает нас  дарами тульской земли.
Здесь собрана подлинная мебель того времени. К сожалению не та, что существовала при жизни владельца, как уже говорилось, все погибло в пожаре. Но то, что собрано, пришло к нам из того времени, когда устраивалась усадьба. Напольные часы, до сих пор исправно и точно отбивающие каждый час. Столы резного дерева и диваны на изогнутых ножках. Фортепиано с прекрасным звучанием, на котором вполне разрешается сыграть экскурсантам-музыкантам. В нашей группе, к сожалению, таковых не оказалось, услышать звучание 250-летнего инструмента не удалось, а жаль.
Распространению картофеля и помидоров мы обязаны именно Андрею Тимофеевичу. Экскурсовод  повествует  об остроумном  решении Болотова в популяризации картофеля среди местных крестьян. Ведь Петр I, заставляя русское население сеять картофель, не удосужился объяснить, что же надо употреблять в пищу: вершки или корешки? Поэтому сначала люди пробовали есть ядовитые плоды картофельного растения. Это приводило к отравлениям, иногда и довольно тяжелым. Поэтому лобовая пропаганда вряд ли имела бы успех. Что же придумывает Болотов? Вырастив картофель на своем поле, барин сложил его в бурты под открытым небом и поставил к ним сторожей. Сторожа охраняли картофель днем, а ночью шли спать, таково было распоряжение хозяина. «Раз барин ставит сторожей, значит, тут что-то полезное», – смекнули крестьяне. И под покровом ночи, благо ночью охраны не было, стали подворовывать барский урожай. А барину того и надо было – мужики увидели пользу этой культуры. И вовремя. Через некоторое время случился недород хлеба, и картофель спас  местные села от голодной смерти. Помидоры Болотов предлагал своим гостям в виде привычных нам теперь салатов. Тогда это было в диковинку. Гости оценили вкус нового блюда – и томаты начали победное шествие по русским территориям.
Все дачники нынче знают, что для лучшего урожая следует удобрять поля навозом. Казалось бы, это само собой разумеется и идет испокон веков.  Ан нет!  До Болотова деревенские жители, убрав за скотиной, свозили навоз в овраги. На свалку то есть. Барин же разбрасывал навоз по полям. Крестьяне крутили пальцем у виска: «Барин-то из ума выжил…» Собрали  урожай — сравнили результаты. Всё поняли без лишних объяснений.
Чуждый стремления к богатству, карьере и славе (все его сочинения и переводы печатались анонимно), имевший репутацию «человека достойного и справедливого» (Державин), Болотов видел смысл жизни в беспрерывной деятельности на пользу Отечества. Смелый экспериментатор, он был отцом русской помологии (выведением новых сортов яблок и груш), занимался селекцией, лесоводством, огородничеством, различными ремеслами и медициной. С неутомимой энергией Болотов открывал школы (в частности, пансион для благородных детей, волостное училище для крестьян в Богородицке). В Дворянинове он собрал и изучил полезные свойства множества местных трав, предлагая крестьянам рецепты травяных отваров от различных болезней. Сохранилась болотовская «электрическая машина» — первое устройство для физиотерапевтических процедур —  которую он успешно использовал для врачевания недугов.
В конце экскурсии  нас угощают травяным чаем с тульскими пряниками. Рецепт чая  — тоже наследие Болотова. Обаянием личности Андрея Тимофеевича проникнута вся атмосфера музея. Здесь по-домашнему уютно, хочется остаться и пожить в этих стенах недельку-другую.
В усадебном парке растет огромный дуб, помнящий хозяина. Его раскололо молнией надвое, одна половина сгорела, а вторая наклонилась в виде арки над склоном. С тех пор существует поверье, что если, встав под сводом арки, загадать желание, оно непременно сбудется. Мы встали все вместе и загадали коллективное желание: чтобы все наши близкие жили в здравии и трезвости. И запечатлели  сей исторический момент.
Далее нас ждет Свято-Казанский женский монастырь, где покоятся мощи блаженной матушки Евфросинии.
Входим в тишину небольшого храма. Подаем записки, ставим свечи. Прикладываемся к мощам. Вся земная суета осталась за порогом, душа заходится от умиления. Здесь тоже хочется остаться подольше, помолиться не торопясь. И с этим ощущением душевной тишины движемся в сторону источника.
Раздеваться в обледенелой купальне очень страшно.
Поем «Богородице, Дево…». И начинаем по одному (по одной) погружаться. Как хорошо! Выходишь  — и тебе так легко, будто весь груз грехов растворился в купели. Какие же красивые у всех лица! Уходит внешняя шелуха, будто отодвигается занавеска – и проступает внутренний, сокровенный, лик человека. Образ Божий.
Набираем воды – она очень вкусная – и  возвращаемся в храм. Всенощная тут начинается очень рано, в 15.00.  Поют на клиросе две монахини, батюшка обходит храм с кадилом. Несколько местных жителей пришли помолиться. А нам пора покидать это прекрасное место и ехать дальше.
Во Владычный Серпуховский монастырь добираемся уже в темноте. Здесь яркий огонь множества свечей, волны фимиама. Пресвятая Богородица нежно и ласково смотрит на нас с иконы. Вслушиваясь в пение монашеского хора, внезапно понимаешь, какую битву ведут монахини с врагом рода человеческого, опутавшего нас, грешных, сетью плотских страстей…
Наше путешествие заканчивается. До Москвы долетели незаметно, дорога была везде свободна, наверное,  матушка Евфросиньюшка благословила ее.  И сквозь плотный клубок дорожных впечатлений, пестрые и не всегда привлекательные виды российской провинции как-то спокойно и уверенно вдруг  проступил лик – Лик Святой Руси.

Любовь Новикова

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *