18 апреля 2015 состоится однодневная паломническая поездка на экскурсионном автобусе по святым местам Тверской области: монастыри, соборы, храмы и источники, а также обзорная экскурсия по городу.
Паломническая поездка в Кашин и Калязин – старинные города Тверского княжества
Автобус стартовал в 7.30 от Рижского вокзала. Путь в Кашин и Калязин лежит вначале по Ярославскому шоссе, а затем, за Сергиевым Посадом нужно свернуть левее и переместиться на Угличское шоссе. Путь не очень близкий, расстояние от Москвы до Калязина составляет 185 км, а до Кашина – еще 25 км. То есть с самого начала нужно набраться терпения часа на 3 с половиной, а с учетом масштабной реконструкции Ярославского шоссе – и на все 4 с лишним часа.
Однако, с хорошим экскурсоводом, время в дороге протекает гораздо быстрее. А наш гид Александр, как оказалось, владеет поистине энциклопедическими знаниями по истории городов и весей Московской области и всех окружающих областей, и подробнейшими сведениями о современном состоянии монастырей, храмов и православных святынь по всему пути нашего следования.
Еще в дороге мы узнали, что город Кашин, несмотря на свой небольшой размер, с древних времен играл очень значительную роль в православной жизни России. В период расцвета города, при населении в 5 тыс. человек, в городе насчитывалось более 50 храмов и 6 монастырей. Кашин был центром Кашинской епархии. И до наших дней Тверской епископ именуется Тверским и Кашинским. Хотя сейчас по современным меркам это совсем маленький провинциальный городок с населением всего 15 тысяч человек. А из нескольких десятков храмов осталось всего 9. И единственный действующий монастырь – Клобуков.
Александр рассказал нам также об известнейших святых, просиявших в Кашине и Калязине – княгине Анне Кашинской и Макарии Калязинском. История Анны Кашинской, благословившей на жертвенный подвиг ради родной земли своего мужа – князя Михаила Тверского, трогает до слез. Князь был мученически убит в Орде, но при этом спас своей смертью родной край от разорения и уничтожения. После смерти мужа княгине пришлось пережить смерть еще трех из пятерых своих детей и одного внука, также убитых татаро-монголами. Она стоически перенесла все лишения, и при этом постоянно, чем только могла, помогала больным, страждущим и нуждающимся людям. Святой Макарий Калязинский также знаменит своей удивительной судьбой, которой руководил промысел Божий. Он был основателем и игуменом Троицкого монастыря, вокруг которого постепенно и вырос город Калязин. Мощи Анны Кашинской покоятся в Вознесенском соборе Кашина, а мощи Макария Калязинского — в Вознесенском же храме Калязина. Поклонение чудотворным мощам этих необыкновенных святых было одной из целей нашего путешествия.
Первым в плане нашей поездки был Кашин, где мы сразу же направились в Клобуков монастырь. Сейчас это женский монастырь, находящийся на стадии активного восстановления. В советское время, как водится, постройки монастыря использовались самым кощунственным образом. В помещениях храмов были колбасный завод и скотобойня… Сейчас, слава Богу, два храма уже отстроены. В одном из них нас встретил отец Виталий, который оказался потрясающим рассказчиком. Он познакомил нас еще со множеством удивительных подробностей истории города и монастыря. Как выяснилось, город Кашин обладает уникальным месторасположением и планом застройки, в который заложена глубокая символика. Река Кашинка, впадающая в Волгу, протекая по городу, образует петлю в форме правильного «сердца», каким его изображают на рисунках дети. Такая форма изгибов образовалась благодаря большой округлой гранитной платформе, в которую река упирается, обтекает её и возвращается почти к тому же самому месту, где втекает в город. Расстояние между частями реки в основании этой платформы, текущими в противоположных направлениях, составляет всего 25 метров. Весь центр города находится на этом сердцеобразном «острове» с высокими берегами. При застройке города все храмы строились по двум осям этого «сердца» — продольной и поперечной, которые образовывали огромный крест. Монастыри располагались по углам и сторонам треугольника, также повторявшим форму сердца. Внутри «сердца» располагалась также треугольная укрепленная крепость. Весь город с извилистой рекой, крутыми берегами и множеством храмов был необыкновенно живописным. Сохранились старые фотографии города, за которые местный фотограф в начале 20 века получил золотую медаль на выставке во Франции. Город пережил много бурных событий – несколько раз его сжигали татары, пытались, но не смогли захватить поляки, позднее он стал перевалочным пунктом на торговом пути из России в Западную и Южную Европу, так как река Кашинка в прошлые века была судоходной. От отца Виталия мы услышали также много удивительных историй о подвигах жертвенности и благочестия других горожан Кашина, не только святой Анны и святого Макария. Казалось, он мог рассказывать до бесконечности эти увлекательные и поучительные истории, но наше время, к сожалению, заканчивалось…
После осмотра монастыря, в том числе точной копии кельи святого Макария (который начинал свое подвижничество именно в Клобуковом монастыре), нас ждала трапеза в одном из городских кафе. Затем мы посетили центральный городской храм – огромный Воскресенский собор, в котором в начале 20 века в присутствии императора Николая II при большом стечении народа (более 8 тыс. человек) проходила церемония прославления мощей Анны Кашинской. Это было второе проставление её мощей. Первое состоялось в 14 веке через 50 лет после её смерти, но после церковного раскола почитание святой было официально запрещено, так как её рука при обретении мощей была сложена в благословляющем жесте двоеперстия. Второе прославление было совершено по многочисленным прошениям жителей Кашина, которые никогда не забывали любимую святую и всегда ощущали её заступничество и поддержку. В Воскресенском соборе также идут восстановительный работы, так как весь интерьер был уничтожен в советское время. За небольшое пожертвование нам разрешили подняться по крутой винтовой лестнице на 70-метровую соборную колокольню и полюбоваться видами города с высоты птичьего полета.
Последним пунктом нашей программы в Кашине был Вознесенский собор, где находится рака с мощами Анны Кашинской. Мы смогли приложиться к мощам, помолиться святой Анне, подать записки, осмотреть прекрасный храм, где также много интересных икон.
После этого мы покинули Кашин с надеждой и желанием обязательно приехать туда снова. Александр рекомендовал нам приехать летом, когда город утопает в зелени, покататься на лодке по реке, посетить краеведческий музей, зайти в водолечебный санаторий на берегу Кашинки, где можно попробовать знаменитую кашинскую минеральную воду из целебных источников.
Дальше наш путь лежал в Калязин, к святому Макарию. Калязин популярен среди туристов благодаря широко известной «затопленной» колокольне, которая осталась стоять посреди воды после затопления части территории города при строительстве Рыбинского водохранилища. Попытки взорвать колокольню перед затоплением оказались бесполезными – строители 19 века поработали на совесть. А раньше колокольня находилась на главной торговой площади города, которая полностью ушла под воду. Но к колокольне мы подъехали потом, а вначале — в Вознесенский храм, к мощам святого Макария. Мы приложились к мощам, каждый со своей молитвой, с верой в то, что наши просьбы обязательно будут исполнены, так как святой праведный Макарий после своей смерти явил множество исцелений и чудес. В соборе мы успели захватить вечерней службы. Рядом с собором установлен также памятник русскому полководцу Михаилу Скопину-Шуйскому, который в начале 17 века дал победное сражение полякам у стен Калязина.
Затем автобус доставил нас на берег Волги, откуда открывается вид на колокольню, стоящую посреди воды. Бывшая центральная улица Кашина уходит как бы прямо в воду, и на продолжении этой линии возвышается колокольня. Вокруг колокольни насыпан небольшой остров, куда летом можно прокатиться на лодке. В наш ненастный хмурый и ветреный весенний день вид на колокольню был по-своему хорош. Стальная вода Волги и бегущие низкие тучи, сквозь которые иногда веером пробивались солнечные лучи, создавали суровый и торжественный колорит.
Но день близился к вечеру, и нам нужно было двигаться в обратный путь. На обратной дороге Александр прочитал акафист святому Макарию, а мы подпевали: «Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче».
Поскольку обратный путь лежал снова через Сергиев Посад, мы успели еще заехать к святому источнику Сергия Радонежского, где желающие смогли искупаться и набрать святой воды.
До Москвы мы доехали только в десятом часу, снова проведя часть дороги в неизменной пробке на Ярославском шоссе. Однако, полные впечатлений, мы почти не чувствовали усталости, и разъехались по домам, неся в себе частичку благодати, полученной в чудесных святых местах Тверской земли.
Светлана Никитина