Для всех, кто ходит в общину трезвости (г. Стерлитамак), и для любого добровольца в жизнь лучшую есть по редким четвергам евангельские встречи, которые проводятся в помещении воскресной школы Татианинского храма. Протоиерей Алексей Панченко обычно сам выбирает тему беседы и проводит её скорее как лекцию. Иногда это похоже на проповедь, но мы всегда можем задать вопросы или поделиться сомнениями, если что-то не понимаем. В Великий пост состоялась удивительная евангельская встреча о личности Христа и в сокращении представлена здесь для всех братьев и сестёр, которые не смогли присутствовать и услышать слово.
— О божестве Христа мало кто всерьёз задумывается, а это ключ веры христианской. Наша современная религиозность зачастую очень эгоистична — не включает в себя труд молиться в храме, радость соборной молитвы в большие праздники. Сейчас мы всё чаще слышим: «Бога надо иметь в сердце», «Зачем нужны эти храмы, эти длинные службы с трёхчасовым выстаиванием в церкви» и «Я помолился дома своими словами, сходил на праздник в церковь, зачем же больше?» С этой точки зрения наша религиозность смотрится достаточно убого.
Если на выбор туфель я готов потратить личного времени столько, сколько потребуется, чтобы выбрать подходящие, то потратить время и понять, чем я живу, – мне жалко и половины часа! Это не попытка кого-то унизить, но когда-то нужно выковыривать эти занозы, которые уже сложились в чащобу. Теперь придётся хорошо топором поработать. Исходя из такой индивидуалистичной религиозности, когда «я сам по себе», «ты сам по себе» и « да, я тебя уважаю, но близко не подходи и ничего не проси», получается, что и настоящих христиан среди нас совсем мало. И даже когда человек решился прийти в церковь, то ждёт комфортного настроения и достаточно быстрого решения всех своих проблем – найти работу, бросить пить, чтобы у детей всё наладилось, другие насущные вопросы. О личной связи с Господом, о любви, почитании, благоговении вопрос не стоит, сначала – решить свои проблемы. Решились проблемы — и вера снижается на уровень — ноль целых и одну сотую…. Поэтому сейчас нам так трудно почувствовать радость Евангелия, радость первых христиан, которую они испытывали. Так и хочется задать вопрос: «Почему вы такие радостные, а я не такой? Кто из нас не прав?» Люди, жившие две тысячи лет назад, не глупые, это нам о своём образовании надо думать скромнее — мы все специалисты в какой — то узкой профессиональной деятельности. Человек, живший полторы тысячи лет назад, может, и был менее образован, но не был глуп или менее мудр, чем мы.
Вы представляете, что случилось?
К нам Бог пришёл во плоти!
Пришёл не как царь во дворец править всеми, но как беспомощный младенец, повитый в пелёнки, а затем был распят и унижен на кресте, сам на себя всё взял. Вот что случилось! Они осознали это и с этой радостью вышли проповедовать. В то время ученики распятого Христа — кто они? Никто, и звать их никак, простые рыбаки, нищие из нищебродской провинции Галилея. Тем не менее, они ничего не боятся, а радость их переполняет, и это чувствуется в Евангелии. Главная составляющая этой радости, этой полноты – глубочайшая убежденность первого поколения христиан в том, что Господь Иисус Христос есть Бог.
Учитель нравственности, мессия, спаситель, пророк, целитель, праведник – вот те утверждения, с которыми более-менее никто не спорит, и это понятно. Вот эту божественную составляющую многие считают ненужной или маловажной, а важно лишь то, что мы попросим у Бога… Как учитель нравственности, личность Христа принята даже светскими людьми: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай – достояние практически любого общества.
Поэтому так важно понять Божество Христа и нам. Из моего опыта священника я вижу, что людям непонятно, что это такое. Встреча с Богом совершенно и навсегда изменяет устроение сердца человека. Эта встреча меняет человека, и даёт возможность жить иначе. Читаем в святом Евангелии о блуднице, которую привели к Иисусу на суд, что говорит им Иисус? «Кто из вас без греха первый брось на неё камень» (Ин 8:7—8). Надо отдать должное людям того времени: все они, обличаемые совестью, отошли от неё, никого не осталось. Более того, и Иисус не осуждает её: «Иди и впредь не греши». Получается, если Христос не просто мессия, а Господь, то он как высшая инстанция — разрешает от греха. Не обязывает и не повелевает, а показывает, что если ты человек, а не «порося», то ты не сможешь больше жить как прежде, как вот та женщина. Появляется нравственно–этическо–совестливая составляющая, а уж как ты с ней обойдёшься, это твоё дело. И когда увидели и почувствовали это люди, Его ученики — они стали осознавать, что пришёл к ним не просто хороший человек… но кто?
Сам о себе Христос поясняет и свидетельствует во многих местах в Евангелии.
Христос как некий эталон идеального человека всюду мудро отвечает и очень удивительно для нас ведёт себя с людьми, но в то же время и устаёт, и жаждет, и алчет, но остаётся Человеком. Таким должен был быть Адам.
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Евг. от Иоанна 1:18) Самого же Бога Отца не видел никто никогда, и Он не познаваем, безобразен. Есть символическое изображение Святой Троицы – это три Ангела (Андрея Рублёва), но никак не зашедшее к нам из эпохи Возрождения изображение старца – отца, сына и голубя. Такое изображение Троицы не соответствует Библии. Нам тяжело представить сущность, где три личности, потому что сами мы единоличностны.
Не надо строить иллюзий, что вера – это только область эмоций «ох» и «ах», на самом деле разум тоже должен участвовать. Неверующий человек тоже может приходить в храм, даже пост соблюдать (как диету), даже молитву произнести (когда приспичит), но всё это не делает его верующим.
— Как же так? Пост соблюдает, в храм приходит и молится, а к неверующим причтён?
— Я сейчас объясню, что это за вопрос. Человек сам попробовал, увидел, что трудно, и справедливо возмущается сейчас. Просто так такие вещи люди не делают, это правильно. Но вспомните фарисея, он тоже всё делал правильно. Такая трагедия может случиться, когда человек всё делает, находит в этом психологическое утешение: «Я же всё делаю, как положено: хожу в храм, соблюдаю пост, подаю милостыню и я точно лучше многих, у меня всё хорошо. И как вы туда попадаете, в эту грязь, я вообще понять не могу, я интеллектуал… даже молюсь иногда»… И вдруг человек «там» оказывается в этой беде, грехах и умопомрачении. Так бывает: и человек искренний, религиозный может тоже быть далеко от веры…
От человека рождается человек, от животного – животное, от Бога рождается Бог. В Евангелии уделяется много внимания рождению Иисуса, именно не сотворению, а рождению. Есть нам такая подсказка: в недрах Пресвятой Троицы предвечно рождается Сын и вечно исходит Дух Святый. Это тайна жизни Пресвятой Троицы, но здесь мы касаемся такой глубины и высоты, где можно только рассуждать настолько, насколько мы можем почувствовать. Дальше идёт божественное Откровение человеку. Поэтому, мы говорим, что Иисус Христос несёт в себе божественную природу, не так как мы о себе можем сказать – мы создания Божии, но Он Сын Божий, ибо рождается предвечно от Отца Небесного.
Когда апостол Павел обращается к евреям, он понимает: чтобы доказать им об Иисусе, что он Бог, нужно опираться не на богословие или греческую философию, а только на Библию, Ветхий Завет, и вот он опирается на Псалтырь и цитирует псалом: « Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости » (Евр, 1:8-9). На первый взгляд, о двух богах речь. Но Ветхий Завет – это глубоко монотеистическая книга. Именно она ведёт жестокую полемическую борьбу с окружающим ветхозаветных древних иудеев многобожием в своём красочном безобразии с человеческими жертвами, со «священной» проституцией и другими кощунственными делами.
Также находим у Иоанна: «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познáем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин, 5:20)
Всё, что мы разобрали – это некие прямые свидетельства. Древние христиане начинали над ними рассуждать, но есть свидетельства самого Христа, который свидетельствует о себе, не преследуя даже момент свидетельства. Таких мест очень много, но я приведу буквально два-три, где есть слияние Ветхого и Нового Завета. И людям приходилось задумываться: «Кто такой Христос?» Так, находим в Евангелии от Иоанна: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин,8:58) Что для нас это означает? Для нас сейчас это практически ничего не означает, потому что мы не знатоки церковнославянского, не знатоки библейских традиций и уж тем более не древнееврейского языка. Объясняю что это такое. На церковнославянском мы бы услышали утверждение: «Я есть сущий». Иисус произносит древнее имя Бога буквально: «Я тот, кто всегда есть — БОГ». И, конечно, они попытались за это побить Его камнями, за богохульство. Почему так отреагировали иудеи? Можно будет понять, когда прочитаем в книге Исход: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх, 3:6), и дальше: «И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх, 3:12-14). Древние иудеи это прекрасно знают, Моисею сам Творец говорит: «Я есмь Сущий» и тут вдруг пусть праведник, пусть целитель, пророк, учитель, удивительная личность, но человек произносит о себе такие слова и это имя…
Хотя, вот тут они и начали понимать, что перед ними Некто, кто не просто праведник или пророк, но Некто больший. Так же примечателен ответ Христа на укорение законников (Евангелие от Матфея, 12), когда ученики в субботу срывают колосья, потому что проголодались: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Фарисеи ставят в вину естественное чувство голода, сами в худшем греша, Господь же стыдит их историей о Давиде. Ибо он, — говорит Господь, — из-за голода пошел на нечто большее. Хотя Давид был и пророк, однако он не должен был есть их, а тем более находящиеся с ними. Но по причине голода он достоин прощения. Таким же образом и ученики.
И дальше: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф, 12:6-8). А мы читали в книге Исход четвёртую заповедь, которую дал Бог Моисею: «Почитай день субботний». В Ветхом Завете день субботний – день, посвящённый Богу, но в Евангелии Иисус говорит, что Он господин и субботы.
Если бы была возможность перечитать Библию, то мы чётко увидели, что никто из пророков, хотя они и были избранники Божии, не смел так говорить, говорить от себя. Все они говорили: «Так говорит Господь». А Христос везде говорит: «Я говорю вам».
Ещё важный момент, который дополнит картину – это предательство Христа. Его предали/продали за 30 серебряников, как мы знаем. По книге Левит 30 серебряников – это цена раба. Если вол, бык забодал раба чужого, то хозяин уплатит ущерб в 30 серебряников.
И пророк Захария говорил о том, что произошло со Христом, за добрых лет пятьсот:
«Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой.
И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами.
И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа.
И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников.
И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника». (Захария 11:9-13)
Для меня это место своего рода «тяжёлая артиллерия». Тут напрямую говорится: уплатите цену, в которую вы меня оценили. Т.е. Бога оценили в 30 серебряников, в цену раба убитого, такая стопроцентная логистика. Поэтому апостолы, когда проповедовали, они на эти вещи указывали из Ветхого Завета, и знатоки древнего закона соглашались и веровали.
Встреча со Христом — для людей это была радость, а не страх, что жизнь моя теперь усложнится, раз Бог всё-таки есть … Хотя на древних христиан не возлагались какие-то дополнительные обязанности – прощать/любить ближнего, они так жили, для них действительно «иго Моё благо и бремя Моё легко». Поэтому важно понимать, что для истинного христианина важна вера во Христа как в Бога. Без этого просто не будет и самого христианства. Без этого со Христом нам не встретиться. Главное, что хотелось бы передать — благоговение, почитание, радость, непонятную и разрушающую все наши земные представления о Боге, что если Он свят, то Он не может быть с нами, если Он всемогущ, то Ему не до такой «плесени» как мы, если Он что-то и будет делать, то там, с высоты, указуя перстом, в чём мы не правы, а не будет рядом… Но Христос сделал в общем-то очень удобоперевариваемую, понятную всем заповедь любви к Богу. Именно любви и доверия, а не почитания, боязни, чего-то ещё.
Ещё раз проговорим, что христианства без веры в то, что Христос есть Бог, просто нет. Есть кодекс нравственных заповедей, есть уважение к Иисусу как к учителю и хорошему человеку, который жил две тысячи лет назад, но христианства нет.
Важна конкретика в нашей вере. Не так философски: «Ну я в бога верую, как считаю нужным, я имею его в сердце, всё, что вы тут делаете в церкви, я не знаю, зачем нужно…» А я не знаю, как могут люди крещёные не радоваться тому, что Христос пришёл к нам. Как можно втихаря сидеть где-то дома и что-то там иметь в сердце? Они говорят : «У меня бог без посредников», но на самом деле — ты сирота, дорогой! Ты вылепил из своих представлений какое-то представление бога. Чаще всего, незаметно у человека получается так, что он лепит то, что его устраивает. На этот счёт у Клайва Льюиса есть произведение «Письма баламута», где старший бес даёт наставления младшему. И вот там есть такой совет, что если твой подопечный всё-таки начал молиться, каяться или работать над собой, то наша цель (бесов) добиться того, чтобы он молился тому образу, который он себе намечтал, а не настоящему Сущему. И тогда он всецело будет в наших руках.
Сегодня мне хотелось передать вам эту толику радости от того, что мы со Христом встретились и Господь к нам пришёл, а если, друзья мои, радости у вас этой нет… время задуматься! Я как врач (по полученной прежде священства профессии) называю вам симптомы, чтобы не случилось хронического заболевания.
Записала Марина Сёмина
Публикация на сайте храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Золотоношка (республика Башкортостан) от 17 мая 2016 года