Мне помнятся встречи на родине Рачинского, когда его имя едва выходило из-под спуда идеологического запрета, когда оно было возвращено созданной им школе, собраны и снесены в единый некрополь разбросанные ветром времени могильные плиты его родных и соратников. Много в 1980–1990-е гг. для памяти Рачинского сделала Александра Аркадьевна Иванова – дочь Аркадия Аверьяновича Серякова, любимого ученика Рачинского, возглавившего Татевскую школу в 1902 г., после кончины её устроителя. Александра Аркадьевна помнила гонения на церковь 1920–30-х гг., когда её родителям нельзя было устроиться на работу из-за их сотрудничества с «мракобесом» Рачинским. Позже она сама стала учителем и, как могла, старалась соединить эпоху Рачинского с нашим днём. Уже десять лет, как упокоилась Александра Аркадьевна возле стен Троицкой церкви, рядом со своими родителями и их дорогим учителем. Все мы, кто знал Александру Аркадьевну, помним о её неустанных трудах и о том, как она собирала деньги на церковный колокол в самые трудные «лихие» годы.
20 мая в Татевской школе состоялась конференция: «Русская сельская школа: сохранить и приумножить».
О воспитании как врачевании информацией, о том, что понятие «инфекция» применимо к информации, наделённой смыслом невещественной субстанции, обладающей свойством влиять на наш организм, рассказал Вячеслав Иванович Власов – кандидат медицинских наук, доцент Рязанского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова.
Непосредственно педагогической практике – синтезу дисциплин «Изобразительное искусство» и «Основы православной культуры» на уроках в воскресной школе – был посвящён доклад иеродиакона Паисия Новожёнова, насельника Свято-Успенского монастыря (г. Старица), преподавателя Центра «Образ» при монастыре, художника и иконописца.
О собирании и сохранении опыта русских сельских школ царского периода, о необходимости изучения опыта подвижников сельской школы и способах его применения в условиях нынешних реформ рассказал старшина Московского купеческого общества, член Российского Дворянского собрания Александр Дмитриевич Коншин-Рачинский. Он отметил: «Ранее помещичьи усадьбы являлись культурно-просветительскими центрами и центрами экономического и социального устройства жизни в деревне. Крестьяне и помещик представляли, как правило, единое целое, ибо каждому из них было взаимовыгодно добротно вести хозяйство, а главное – их объединяла вера, они были прихожанами одной церкви. Сохранялось село вокруг школы и в советское время.
Политика, проводимая сегодня на селе, разрушает весь его целостный мир. Сегодня сельская школа, являясь центром социума, не может выжить без производственной сферы, как и само производство не может выжить без школ и больниц. Если умрёт школа, умрёт и село.
Поэтому должна работать комплексная программа по развитию села. Пока только благодаря энтузиастам и подвижникам на местном уровне удаётся сохранять школу и село. Если мы сохраним сельскую школу, то надежда на возрождение России будет».
Об истории возрождения села Татева в 1990-е годы рассказал Василий Стефанович Крылов – председатель партии «Возрождение аграрной России», кандидат экономических наук, член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. Тогда ему, директору совхоза «Оленинский», удалось в кратчайшие сроки вывести из Троицкой церкви ремонтную мастерскую, которая там располагалась с 1937 г., покрыть крышу храма, установить купола и кресты, начать внутренний и наружный ремонт храма, очистить прилегающую территорию от металлолома. В 1991-92 гг. был полностью восстановлен дом управляющего имением Рачинских, где располагалась библиотека и проходили встречи именитых гостей татевской усадьбы. В этом здании открыт музей, посвящённый С.А. Рачинскому и Н.П. Богданову-Бельскому. С 1992 г. в здании музея начались богослужения, а с начала 1993 г. службы уже шли в одном из помещений храма. Благодаря В.С. Крылову было спасено от разрушения здание Макаровской школы, перевезённое из ближайшего села в Татево. Это одна из 26 школ, устроенных С.А. Рачинским в 1880-90-е годы в Бельском уезде. Ныне села Макарово не существует, а в здании Макаровской школы в Татево располагается Дом культуры.
Истории Бельского уезда XIX века было посвящено выступление директора краеведческого музея города Белого Тверской области Галины Ивановны Муратовой. В своём районном музее она ежегодно проводит встречи потомков дворян, купцов, крестьян Бельского уезда, которые ныне в разных концах России, Белоруссии и Прибалтики занимаются изучением своих родословных и истории малой родины предков.
Нынешними Татевскими чтениями положено начало празднования 180-летия со дня рождения архиепископа Николая Японского (1836–1912) – равноапостольного святого, земляка, современника и единомышленника С.А. Рачинского.
Исследователь родословной просветителя Японии Николай Владимирович Садовский многое сделал для того, чтобы родина святителя – село Берёза Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район) – была известна всему православному миру, и стала местом паломничества – в первую очередь благодарных японцев. На прошедшую конференцию Н.В. Садовский привёз победителя школьных исторических конкурсов – ученика 6 класса московского лицея №1571 Степана Сапунова, рассказавшего о жизни и деятельности этого святого.
Диапазон интересов С.А. Рачинского был необычайно широк. Он, например, переписывался со Степаном Васильевичем Смоленским, известным учёным-исследователем древнерусского церковного пения. Об этом рассказала Надежда Ивановна Кабанова – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и методики общего начального и музыкального образования Брянского государственного университета. Она уже много лет занимается исследованием переписки Рачинского со Смоленским, что позволило узнать не только о глубине познаний педагога в области русской духовной музыки, но и о значительности его влияния на развитие русской музыкальной медиевистики и становление системы хорового образования в России. Именно Рачинский помог издать первые научные труды Смоленского и рекомендовал его, неизвестного тогда казанского педагога, на пост директора московского Синодального училища церковного пения и Синодального хора. Сергей Александрович сумел прозорливо разглядеть в нём соединение талантов учёного, музыканта и волевого администратора. При С.В. Смоленском училище поднялось до Академии русского хорового пения, которая дала России Кастальского, Чесноковых, Данилина, Климова, Жарова, Шведова, Соколовых и многих других блестящих хоровых деятелей.
Синодальному хору и С. Смоленскому Рахманинов посвятил свое «Всенощное бдение». Через 12 лет Смоленский возглавил Придворную певческую капеллу при императоре Николае II, и тоже не без влияния Рачинского.
Советом, опытом, связями – из Татева Рачинский помогал большому делу певческого русского искусства.
Трудами Н.И. Кабановой в серии «Русская духовная музыка в документах и материалах» издан IV том, посвящённый музыковеду, руководителю Придворной певческой капеллы С.В. Смоленскому, куда вошли, в том числе его письма и воспоминания о Татеве и Рачинском, без коего, как оказалось, невозможно во всей полноте представить и мир русской духовной музыки конца XIX столетия.
Выступления, посвящённые деятельности Рачинского, перемежались докладами, касающимися непосредственно школьной практики.
Татевские Рачинские тесно связаны с Тимирязевской академией. Константин Александрович – младший брат педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского – стал первым директором Сельскохозяйственного института. Ему было доверено почти единолично вести институтское хозяйство – такой честностью обладал этот человек, он создал на свои средства лаборатории и рабочие кабинеты, организовал общежитие для студентов, которых было тогда около сотни. На нынешнюю конференцию прибыл ассистент РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева Александр Алексеевич Анисимов. Обсуждалось предложение использовать усадебный парк Рачинских для практики студентов, что должно способствовать сохранению парка.
В ходе конференции была сформирована Рабочая группа по восстановлению комплекса татевской усадьбы Рачинских как объекта, значимого для культуры и истории страны.
В рамках Татевских чтений–2016 состоялась экскурсия по усадьбе Рачинских – селу Татево. Вновь приезжающих сюда приводит в восторг такое количество добротных деревянных и каменных построек, созданных Рачинскими для жителей села. И крайне тягостно видеть, как сегодня всё это брошено и не используется для нужд той же школы, сельского хозяйства районного масштаба, туризма. Мы знаем удивительные примеры, когда на руинах монастырей возникают школы и сельские поселения, как в Свято-Алексиевской пустыни в Ярославской области, как на Вятской земле, где проходит Великорецкий крестный ход, и с годами возрождаются сёла и деревни. Татево пока ждёт своего хозяина – подвижника…
Татевская школа имени С.А. Рачинского и Общество по сохранению наследия Рачинских представили выставку «Учитель века и его эпоха», собранную из фотографий, документов, писем Рачинских-Боратынских и их окружения. Копии писем и документов в течение нескольких лет собирались по архивам музея «Мураново», Третьяковской галереи, Военно-исторического музея. Это письма Ивана Фёдоровича Тютчева, сына поэта – Рачинскому; письмо художника Виктора Васнецова Григорию Алексеевичу Рачинскому – известному литератору Серебряного века, жившему в соседней усадьбе Бобровка, документы Сергея Александровича Рачинского, касающиеся его университетской деятельности, паспорт, выданный ему на отъезд в Европу для дальнейшего обучения, за подписью государя Александра III и многое другое.
Татевскую выставку дополнили фотографии Н.М. Прокудина-Горского, запечатлевшего дореволюционную Россию эпохи учителя века, как называли С.А. Рачинского. Заключительным аккордом экспозиции стал ряд фоторабот нашего современника – известного кинооператора Анатолия Заболоцкого, названный, как и прошедшая в начале нынешнего года выставка в московском Манеже, «Жизнь подарила увидеть».
Анатолий Заболоцкий запечатлел на своих снимках свет и чистоту русской жизни, которую созидали подвижники, подобные Рачинским, и которую не уничтожили революция и войны, идеологическая ломка страны, борьба с русской деревней в XX веке.
Ведущий конференции Алексей Юрьевич Соловьёв – преподаватель, помощник ректора Николо-Угрешской Духовной семинарии, член Союза писателей России, заместитель председателя Совета ассоциации учителей православной культуры города Москвы, подводя итоги, предложил учредить медаль имени С.А. Рачинского, и вручать эту награду подвижникам народного просвещения и радетелям сохранения сельской школы.
А.Ю. Соловьёв заметил: «Вот уже 18 лет мы читаем и обсуждаем «Сельскую школу» по пятому изданию, вышедшему в 1902 году. Семинаристам легко даётся чтение статей Рачинского. И они признают его святым человеком».
В последние четыре года традиционным в рамках Татевских чтений стало проведение фестивалей семейных клубов трезвости, когда современные ученики, последователи идей С.А. Рачинского и люди, думающие о будущем России, собираются на родине подвижника-просветителя, организатора целой сети обществ трезвости до революции, чтобы поделиться опытом трезвенной работы, без которой невозможно возрождение страны. В рамках фестиваля 21 мая состоялась научно-практическая конференция, где обсуждались духовные, медицинские и социальные вопросы работы с алкоголе- и наркозависимыми людьми, а также исторические аспекты трезвеннического движения до революции.
В третий день Татевских чтений – 22 мая, который пришёлся на праздник святителя Николая Мирликийского – Николы Вешнего, как ласково величали его в народе, была отслужена Божественная литургия, которую возглавил епископ Ржевский и Торопецкий Адриан в сослужении благочинного Оленинского района протоиерея Артемия Рублёва. В своей проповеди, произнесённой в Татевском Троицком храме, он продолжил тему нынешних чтений: «…Если посмотреть общую картину нашего государства, мы отметим много проблем, особенно в школе…
В современной школе нет авторитетов, у детей есть своя какая-то идея, которой они живут… Ученик слышит учителя только тогда, когда учитель непрестанно заботится о душе ученика, о его воспитании, обучении.
Не ученики недостаточно образованы и воспитаны, чтобы слушать преподавателей, а преподаватели перестали обращать внимание на то, что нужно жизнь свою положить ради обучения и воспитания учеников…».
Участникам Татевских чтений прислали свои приветствия многие устроители школ, успешно использующие опыт Рачинского в разных концах России. Семена, посеянные дореволюционным учителем века и разнесённые по нашей земле его учениками, упали в добрую почву.
Ирина Ушакова
http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/kamerton_rachinskogo_951.htm