Стенограмма экспертного семинара-совещания под председательством члена Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва по физической культуре, спорту и делам молодежи депутата Н.С. Валуева. Часть 5 …
«Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета»
Здание Государственной Думы. Зал 711. 20 апреля 2016 года, 14:00-17:00
Председательствует член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи Николай Сергеевич Валуев
Председательствующий. Следующим выступает Гусев Георгий Витальевич. Пожалуйста.
Гусев Георгий Витальевич, заместитель председателя Межрегионального общественного движения «В поддержку семейных клубов трезвости», кандидат психологических наук. Уважаемый Николай Сергеевич, уважаемые коллеги! Здесь уже прозвучали слова о том, что аддикции разные, различные виды зависимости очень тесно связаны друг с другом. Говорилось о том, что и курение, и алкоголизм, и употребление наркотиков — это в общем-то клубок очень тесно переплетённых друг с другом вещей. Современные аддиктологи список этот могут продолжить, говоря там, наверное, о полутора-двух десятках разнообразных аддикций, не только традиционных для нас — алкоголизм, курение и наркотики, но и таких как игромания. Зависимость от гаджетов сегодня широко распространяется, пищевая зависимость, шопоголики, трудоголики, ну и так далее, и так далее, и так далее.
Сегодня уже достоверно известно, что психофизиологическая природа всех этих по форме разных зависимостей одна, едина. А вот присутствующие здесь отцы, священники могут нам сказать, что согласно святоотеческому учению и природа самых разнообразных страстей человеческих тоже одна по сути дела — греховная природа. Отец Андрей сейчас говорил о духовности и это очень важный подход. Очень важно, чтобы мы с этой точки зрения рассматривали и все аддикции. А корень всех этих разнообразных, но общих по сущности своей зависимостей мы находим в семье, в дисфункциональной семье. Вот это очень важно. Ведь семья, как всякое человеческое сообщество, я бы сказал, как самое важное человеческое сообщество, исполняет определённые функции. Их там очень много. Одна из важнейших, кстати говоря, это духовное воспитание своих членов, своих детей. Но там есть и нравственное воспитание, этическое воспитание, и эстетическое воспитание и прививание разнообразных социальных норм и прочее, и прочее, и прочее.
Так вот когда какие-то важнейшие функции в семье не исполняются, эта семья больна. А больная семья порождает больных детей, больных людей. И вот здесь-то ведь искомые корешки и зарыты. И для того, чтобы нам действительно исцелять аддикции, нужно работать не со сложившимся уже результатом, не листочки выдёргивать, а работать с корешками, откуда всё это растёт. Работать с семьёй.
И вот уже полвека назад в мировой наркологии появился эффективный действенный инструмент для работы с семьёй. А именно — в 1964 году в Югославии, тогда ещё единой стране Югославии в Загребском университете профессор Владимир Худолин, психиатр с мировой известностью и очень именитый специалист по проблемам аддикций, организовал первый семейный клуб трезвости. Но это мы так назвали в России, так мы перевели. Вообще-то точное название у него было такое — группа леченных алкоголиков.
Что это за группа такая? А это семейная группа, когда вместе с человеком, зависимым от алкоголя, он начинал работать и с семьёй алкоголика. Вместе эти группы посещали и участвовали в их работе и члены его семьи. И врач работал с ними вместе. Причём каким образом он это делал? Семья собирается для того, чтобы беседовать. Беседовать о чём? О вреде алкоголя? Нет, эта тема вообще исключается из бесед. Люди говорят о том, что их волнует, что является для них ценным, к чему они стремятся, каков смысл их жизни, в чём они видят недостатки своей семьи, в чём они чувствуют какую-то неудовлетворённость. И эти беседы в регулярных встречах, встречи раз в неделю происходят и продолжаются полтора-два часа, эти беседы постепенно проясняют для людей смысл их проблем.
Врач, который участвует в этих беседах, он не руководит, он не занимается профилактическим собеседованием, он не занимается даже психотерапией, нет, никоим образом. Он лишь поддерживает эту беседу, чтобы она шла в определённом русле, не давая ей уйти куда-то вбок, не давая уйти с основного, главного пути.
Довольно быстро эти клубы распространились из Югославии по всему земному шару. Сейчас они действуют в 36 странах мира. Например, в Италии на сегодняшний день более 2 тысяч таких клубов. У нас, в России в 1992 году тоже появился такой первый клуб. Это произошло в селе Ромашково Московской области Одинцовского района при храме святого Николая Чудотворца. Тогдашний настоятель этого храма, ныне протоиерей Алексей Бабурин, организовал на территории храма такой клуб. По образованию отец Алексей врач-психиатр. Сейчас он продолжает и своё священническое служение, и является старшим научным сотрудником Центра психического здоровья Российской академии медицинских наук. И продолжает эту работу. Сейчас он уже председатель Межрегионального общественного движения «В поддержку семейных клубов трезвости».
Уже больше 20 лет продолжается это движение в нашей стране, но, к сожалению, развитие происходит очень медленно. Вот сейчас у нас чуть больше 20 клубов на всю нашу огромную Россию. Представляете, в Италии больше 2 тысяч, а у нас 20 клубов всего!
Почему так медленно это всё развивается? Ну, причины тут разные. Например, во всех 35 странах, где это движение развивается, его поддерживает государство. Клубы получают материальную поддержку, причём работают они на разных основах. В некоторых странах, например, в Сербии, этими клубами руководят специалисты: врачи или психологи. А в Хорватии соседней, там управляют процессом волонтёры. У нас так сложилось, что начал клуб вести отец Алексей Бабурин, который и священник, и врач одновременно. А потом, когда эти клубы стали разрастаться, то члены этого первого клуба, волонтёры, стали вести следующие клубы. Это люди, которые сначала даже не получили специальной подготовки, просто они были несколько лет рядом с отцом Алексеем. А отец Алексей получил специальную подготовку в Италии, он был там на стажировке и получил диплом, дающий ему право профессионально вести подобный клуб у нас. Мы учились у него, наблюдая за тем, как именно он ведёт свою работу.
Сейчас у нас действует школа, школа годичная в отличие от того, что за рубежом — там недельные курсы или двухнедельные курсы. В ней преподают профессиональные врачи, наркологи, психотерапевты, семейные психологи, священники, социальные работники. Такой педагогический коллектив даёт очень серьёзную подготовку нынешним работникам семейных клубов трезвости.
Так сложилось, такова была воля Божья, что у нас эти клубы стали развиваться при Церкви. И вы знаете, вот я сейчас послушал выступление батюшки, отца Андрея, и лишний раз подумал, что это очень хорошо, что так получилось. Потому что у нас есть возможность говорить о духовности в наших клубах.
Вот в Италии, например, уставом итальянских клубов трезвости запрещено говорить о религии. Такая у них традиция сложилась, хотя Италия — католическая страна, и там очень много верующих людей. Но вот традиция именно в их клубах сложилась такая. И когда профессора оттуда, учившие отца Алексея, приезжали к нам, и спрашивали наших клубистов, членов клубов, спустя год работы: ну, как у вас идут дела? Слава Богу, отвечали им, с Божьей помощью у нас всё очень хорошо идёт. «Отец Алексей, это вы что, их специально так воспитываете?», — спрашивают. Нет, отвечает отец Алексей, мы никакой специальной работы не ведём, мы обсуждаем все наши проблемы. Просто наши люди таким образом видят ситуацию.
И когда это повторилось и раз, и второй, и третий, профессора сказали: «Ладно, мы понимаем, в России, наверное, по-другому нельзя, пускай у вас будут разговоры о религии». Действительно, на мой взгляд, Церковь — это прекрасное поле для развития этого движения. У нас ведь около 30 тысяч, сейчас больше уже, наверное, церковных приходов в стране. Представьте себе, если бы у нас при каждом храме такой клуб работал, мы бы перегнали Италию по числу клубов таких! И это, конечно бы, серьёзно очень повлияло бы на духовное прежде всего, но и физическое, и психическое здоровье в нашем государстве, очень серьёзно бы повлияло.
Хочу сказать ещё вот что. Мы говорим сегодня о профилактике. Мы-то работаем с семьями, в которых уже всё случилось. Это очень важно. Почему? Потому что, если мы эти корешки семейные не изменим, если мы не изменим отношения внутри семьи, человек, отрезвившийся в больнице, лечебнице, придёт в ту же семью и продолжит снова эксперименты над сознанием очень скоро. Это известно, это доказано, статистика говорит об этом. Работать нужно именно с семьёй. Бесспорный однозначный факт.
Но вот как сделать так, чтобы не было подобных вещей в семье? У нас есть и в этом направлении начало. Сейчас в нашем храме — там, где я веду свою работу — это храм Всех Святых на Соколе в Москве, появился ещё семейный клуб, который посещают родители с маленькими детьми. Там ещё нет проблем, там ещё настолько маленькие дети, что нет проблем ни с курением, ни с пивом, уж тем более ни с какими-то более серьёзными психоактивными вещами. Но психолог, который с ними работает, Любовь Владимировна Тасалова, говорит: «Вот мы с семьями работаем, мы говорим с ними, и я вижу уже, в какой семье уже есть дисфункции». И вот из этих мальчиков и девочек уже вырастут те, которых потом будут показывать нам в этих графиках, таблицах, говорить: вот, к сожалению, столько-то процентов. И вот с ними надо уже начинать работу.
У меня есть идея, у меня есть мечта. Я не знаю, осуществится она когда-нибудь, мне хотелось бы её здесь озвучить. Если бы в наших школах, а школа — это тоже благодатное поле для работы, появились бы школьные психологи обязательные. Действующие, не формальные. Если бы в каждой школе был семейный психолог, квалифицированный в этом именно отношении психолог, который смог бы организовывать семейные клубы, привлекая туда именно те семьи, которые уже дисфункциональны. А это ведь надо понимать, это не то, что папа в тюрьме, а мама алкоголичка, нет. Это внешне может быть вполне благополучная семья.
Не буду здесь и сейчас говорить об этом подробно, адресую вас всех к книге Валентины Дмитриевны Москаленко, профессора, доктора медицинских наук, «Зависимость — семейная болезнь» (см. здесь: http://profilib.com/chtenie/124287/valentina-moskalenko-zavisimost-semeynaya-bolezn.php ). Прочтите эту книгу, кто не читал — советую. В ней очень хорошо изложены все результаты исследований последних десятилетий в аддиктологии, которые подтверждают: да, всё идёт из семьи, и что именно идёт, и какие и что именно идёт, и какие именно особенности семейной жизни приводят к этому. И вот если бы мы сумели начать такую работу, мы бы действительно имели шанс избавить нашу страну от зависимых людей. Благодарю вас.
Крылатова Т.А. Позвольте один маленький комментарий? Дело в том, что всё-таки Италия — очень семейная страна. Там семья — это высшая ценность. Поэтому у них уже заложена религиозность, пусть она, как говорится, не православная, но она есть. И они, кстати, начали первыми антипсихиатрическое движение: вот не надо нам такой психиатрии больничной назойливой и так далее. Почему? Потому что у них был институт, который мог взять на себя часть функций — семья. У нас этого, к сожалению, нет. Этот институт утратил своё настолько значимое как там влияние. Но мы должны стремиться к этому, всё-таки культ семьи, культ государства и семьи для наших пациентов, для наших больных — это очень важная основа их здоровья. Спасибо.
Федоренко В.В., доцент кафедры управления персоналом и психологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, гештальт-терапевт, специалист в области реабилитации и социализации осуждённых и лиц с химической зависимостью. Это здорово — привлекать, Георгий Витальевич, семьи, включать их в работу. Целиком и полностью поддерживаю эту мысль. Но я вернусь к тому, о чём говорил отец Андрей Хвыля-Олинтер. Это как бы снизу-вверх идти, а нам нужно сверху-вниз двигаться.
Упомянутая предыдущим докладчиком дисфункциональная семья чаще всего не обращается за помощью ни к психологу, ни в семейные клубы уже в силу того, что она не готова признать, что она дисфункциональна. И помогаем мы не тем, кто просто нуждается в помощи и поддержке, а тем, кто нуждается и жаждет получить эту самую помощь, вот в чём проблема. И поэтому, на мой взгляд, исходя из слов отца Андрея о том, что нужно начинать с того, что в атмосфере бездуховности и безнравственности у нас не вырастут никакие другие критерии, с семьёй нужно работать на всех-всех уровнях. И средства массовой информации, вот у нас замечательно сегодня говорил представитель образования, он говорил сегодня великолепные вещи про новые образовательные стандарты. Вот жалко, потому что у меня было, что ему сказать, прямо вот пока отец Андрей не говорил, я в каком-то таком душевном раздрае находилась. Потому что он как-то сказал то, о чём я переживала всё это время.
У нас есть средства массовой информации, которые вкупе, как раз то, о чём Вы говорили, показывают всё для ребёнка, чтобы сформировать в нём деструктивные гедонистические установки. Тот же канал «ТНТ», все музыкальные каналы в большом количестве, рассчитаны как раз на то количество детей, которые пребывают в возрасте, более подверженном влиянию, они воспевают именно их. Они задорно смеются над животным человеческим началом, они рассказывают о его раскрепощении, показывают в деталях как это происходит у главных героев. Ярко, захватывающе и душещипательно. Все современные комедии, все музыкальные клипы об этом. О каких бы мы социально-психологических анкетах не говорили с вами, но если ребёнок каждый день видит одну и ту же программу в средствах массовой информации, на экране телевизора, в соцсетях, на сайтах: «Пойду и вставлю, пойду и вставлю, не вставляет», и они над этим по-доброму смеются, так вы меня простите, мы с вами ничего здесь не сделаем. И когда выходит педагог, который, в принципе, знает, что ему нужно провести урок, но сам никакими навыками ассоциативного поведения не обладает, так и тут мы с вами ничего не сделаем. Абсолютно справедливо говорила Татьяна Валентиновна Клименко: кто в лес, кто по дрова у нас по определению. И мы всё время как будто бы топчемся, и всё время о разном говорим, вы уж меня простите.
И это опять к вопросу «кто в лес, кто по дрова», понимаете? Уж вроде здесь собрались люди, которые много лет этим профессионально занимаются. В общем, рыба тухнет с головы. У нас не хватает самого главного — духовного и нравственного. Человек без Бога, без любого высшего начала, ну, так скажем, он ничтожен, у него смысла жизни нет. Значит, нет цели и задачи поставлены неверно. И если этого смысла жизни человек не обретёт, то, собственно говоря, мы ни с наркоманией, ни с алкоголизмом, ни с любой другой формой зависимого поведения не справимся никогда. Вся профилактика в таком случае бесполезна.
Я — практикующий психолог, убеждена в этом. Ещё автрийский психиатр, психотерапевт, создатель учения о логотерапии, терапии смыслом жизни Виктор Франкл говорил о духовном, экзистенциальном кризисе современности. В его трудах великолепных, в том числе монографии «Скажи жизни «Да»«. Это книга его, когда он писал о людях, выживающих в концлагере. О том, что люди без Бога, без смысла в делании добра ближнему, в полной самоотдаче во имя других, вообще не могли ничего, погибали быстрее иных, имеющих духовный стержень в газовой камере, ослабев до предела. В это его учение можно вкладывать многие вещи для того, чтобы, в общем, прирастать, реабилитироваться самим и реабилитировать других. Поэтому, на мой взгляд, тут, мне кажется, даже рассуждать не о чем. Любая форма профилактики, первичная, вторичная, третичная, реабилитация, важна, нужна, но основы её в духовно-нравственном стержне, его крепости — это то, о чём говорил отец Андрей.
Тропина Л.И. А можно вопрос… Насчёт семейных клубов трезвости. Будьте любезны, всё-таки скажите, пожалуйста, какова их эффективность. Это раз. И можно ли в современную систему реабилитации больных наркоманией, допустим, алкоголизмом, как элемент включить вот такие, ну, будем говорить, беседы семейные как элемент? Всё, спасибо.
Гусев С.В. Я думаю, что не можно, а нужно. Подсчёты эффективности проводимой семейными клубами работы у нас есть, статистика есть, это где-то около 70 процентов при условии, что человек в течение года регулярно посещает эти встречи. В 2000-м году была успешно защищена психологическая диссертация Евгения Назарова, где он приводил пример работы с семьёй наркозависимого, то есть была задействована семья целиком, включая самого наркозависимого. Но он с ними проводил не беседы, он там занимался психотерапией такой направленной. Тем не менее он показывал, что именно работа с семьёй в целом даёт наиболее эффективные результаты.
Председательствующий. Спасибо. Следующим выступает Семикин Геннадий Иванович.
Семикин Геннадий Иванович, директор Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, доктор медицинских наук. Уважаемый Николай Сергеевич, уважаемые коллеги! В соответствии с перечнем поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета по вопросу реализации Государственной антинаркотической политики, подписанной Президентом Российской Федерации 23 июля 2015 года, в пункте 2 записано: «Необходимо создать специализированные реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также разработку и внедрение программ комплексной реабилитации и ресоциализации данной категории граждан». Важнейшая государственная задача. И мы как педагоги, психологи понимаем, что профилактика, реабилитация, ресоциализация для детей — это не то, что для взрослых. Мы на них невольно примеряем отцовский пиджак, когда рассуждаем об этих наших важных мероприятиях. Поэтому мы как специалисты, педиатры, педагоги, психологи понимаем, что зависимые формы поведения — это только часть девиантного поведения несовершеннолетних. Именно о несовершеннолетних идёт речь и на работе с ними поставлен акцент.
4
Девиантное поведение — это отклоняющееся поведение от всех норм: социальных, правовых, нравственных, моральных и так дальше, и так далее. Все истоки, мы с вами единомышленники, мы всё понимаем, конечно же, это семья. Но в итоге при девиантном поведении сформироваться полноценно социальная личность не может. И поэтому мы, говоря о несовершеннолетних, должны здесь проповедовать психолого-педагогический подход с учётом возрастных особенностей. И вот законодательство, которое приведено в иллюстрации, оно нам позволяет это сделать. В первую очередь это Федеральный закон ФЗ-120. По его поводу много копий поломано.
Далее. О раннем выявлении наркозависимых. Детям задают вопросы, которые, как все мы здесь совершено справедливо понимаем, вызывают противоположный эффект- провоцируют на наркопотребление. Это провокация. А почему? Потому что это непрофессиональный подход. Есть множество психолого-педагогических инструментов анкетирования по выявлению девиантных форм, вот что надо в педагогическо-образовательной среде выявлять — склонность к зависимости, склонность к противоправному, протестному поведению. И тогда мы должны говорить о несовершеннолетних с девиантным поведением и их выделять в группу риска.
И как раз тут слабое звено, на чём, в общем-то, возникала непобедимая стена — а что делать дальше с этой группой риска? А вот и надо создавать специализированные реабилитационные центры, которые в своих поручениях обязал нас сделать Президент. И таким образом группа экспертов, группа учёных, куда вошли в том числе научно-педагогические работники МГТУ Баумана, разработали такую концепцию, комплексную программу, вот она здесь представлена, где как раз реализуются пункты ФЗ-120. Мы проводим социально-психологическое тестирование с выявлением склонности к девиантным формам поведения, и эту группу риска мы замыкаем на эти самые специализированные реабилитационные центры, где и происходит комплексная реабилитация, где нет разрыва между медицинскими и социальными мероприятиями, как это и должно быть. И этот подход мультидисциплинарный должен осуществляться комплексными реабилитационными бригадами, где есть специалисты в области детского здоровья, конечно же, в первую очередь, детский психиатр-нарколог. Должность, которую уже пора возрождать. Сам как педиатр ответственно это заявляю. Туда же должны входить психологи, педагоги, специалисты по адаптивной физической культуре.
Основная задача ресоциализации, если мы говорим о детях, это возвращение их в образовательную среду. А так как все несовершеннолетние должны находиться в образовательной среде, то роль Министерства образования и науки здесь, конечно же, первостатейная, самая главная. При этом ресоциализация наиболее эффективна у детей, подростков и молодёжи через общую единую молодёжную субкультурную социально-значимую деятельность, поэтому мы должны создавать именно такую среду. И в образовательной среде это инклюзивное образование, которое сейчас встаёт на крыло, и волонтёрство, которое доказало свою эффективность в плане социализации и ресоциализации молодёжи. То есть, проблемная молодёжь не должна отрываться от стаи нормальных сверстников, а включаться в эту деятельность. И в образовательной среде созданы все условия для полноценной реализации личности несовершеннолетнего.
Конечно же, эти центры должны сертифицироваться и лицензироваться. Понимаем, что там, конечно, никаких импровизаций неопятидесятнического толка, когда на сухую «восстанавливают» здоровье, формируют армию рабов. Это всё ни к детям, ни к взрослым россиянам ни коим образом не должно относиться.
4 апреля этого года на базе МГТУ Баумана проведено выездное заседание Совета Федерации Российской Федерации под председательством Валентины Ивановны Матвиенко, где состоялось первое заседание совета по проблемам профилактики, созданного при Председателе Совета Федерации. Среди участников представители всех ветвей государственной власти, всех профильных министерств и ведомств, общественных организаций, которые на национальном уровне решают вот эти социально значимые государственные вопросы, а также представители Торгово-промышленной палаты и социально-ответственного большого бизнеса. Это связано с тем, что создание данных 12-ти специализированных центров планируется в рамках частно-государственного партнёрства с привлечением денежных средств бизнесменов, что в условиях, в которых мы находимся, оптимизации государственного бюджета, крайне актуально. Вот здесь как раз мы видим сочетание мультидисциплинарного, профессионального, обоснованного государственного подхода.
Немного о нас. В МГТУ имени Баумана создано непрерывное обучение. Что это такое? У нас есть свой детский сад, у нас есть две загородные базы отдыха, детского отдыха и семейного отдыха, где семейный досуг налажен. У нас более 100 подшефных школ довузовского обучения. У нас два лицея, один техникум космического приборостроения, где мы формируем, можно сказать, от зачатия и дальше, пока по закону об образовании с детского сада до докторантуры, до 5 уровня высшего образования. А дальше идёт переподготовка и повышение квалификации. Вот эта вся система в МГТУ имени Баумана создана. С 1996 года создана комплексная система здоровьесберегающего, психолого-педагогического, медико-социального сопровождения образовательного процесса. Наш опыт многократно рассматривался на всех уровнях, в том числе в Госдуме. По инициативе наших студентов создано общероссийское общественное движение «Здоровая инициатива». Также здесь представлены антинаркотические ресурсы, которые наши ребята сами создали. Они у нас элита техническая, инженерная. Таким образом мы формируем здоровую информационную среду.
Участники упомянутого мной выше заседания вынесли такое предложение — сделать МГТУ имени Баумана пилотной площадкой для реализации данного проекта по созданию 12 региональных специализированных центров на принципах государственно-частного партнёрства для того, чтобы решить важнейшие поручения, которые дал нам Президент. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое. Далее выступает Каклюгин Николай Владимирович, но он зачитает не свой доклад, так как до нас не смог добраться один из докладчиков, но передал текст выступления для донесения его сути до участников нашего рабочего экспертного совещания.
Каклюгин Н.В. Насчёт реабилитационных центров для несовершеннолетних, созданных или создаваемых в проекте под эгидой Минобрнауки… К слову, представитель этого по идее ключевого для нашего обсуждения министерства покинул нас буквально через 10 минут после своего комментария в начале мероприятия.
Пояснить он, судя по всему, сегодня уже ничего не сможет. Жаль. А ведь лет 5-7 назад в системе образования было открыто 46 реабилитационных центров для несовершеннолетних в целом ряде субъектов Российской Федерации, но в силу отсутствия соответствующего постоянного финансирования из федерального бюджета, перевода их на значительно более скудный баланс региональных Департаментов образования, хронического дефицита профессиональным образом подготовленных кадров, из этого числа до наших дней дожило буквально 3-4 учреждения. Где они географически точно расположены, каким образом иссякло материальное обеспечение, выделяемое на их развитие и поддержку, куда исчезли первоначально подготовленные специалисты, доподлинно мало кому известно. Наверное, всё это где-то там же, где и вся профилактика наркомании в образовательной среде, описанная лишь в необязательной к исполнению концепции образца 2000 года (подробнее о ней см. здесь: http://www.narkotiki.ru/5_1312.htm ). Из выживших реабилитационных учреждений для несовершеннолетних наиболее известен тот, что расположен в Люберецком районе Московской области — центр «Ариадна». Директор — Фишман Лариса Семёновна.
Тропина Л.И. Скажите, можно вопрос? В контексте информации о реабилитационных учреждениях о несовершеннолетних. Просто речь зашла о знакомой мне «Ариадне». Скажите, а кто-нибудь определял эффективность их работы? Где-то можно увидеть исследования на этот счёт?
Скворцова Е.С. Я хочу сказать, что в «Ариадне» мы проводили научные исследования, отслеживали эффективность реабилитационного процесса в течение пяти лет. По людям, которые прошли программу «Ариадну» до конца, год в целом. Там школьное обучение плюс трудовое обучение. У них показатели в среднем около 64 процентов несовершеннолетних пациентов, вошедших в длительную ремиссию. При том что для подростков, больных наркоманией, после лечения в наркологии ремиссии у 6 процентов, при алкоголизме — у 20 процентов.
Тропина Л.И. Сейчас, к сожалению, мало времени на дискуссию, но я вам хочу сказать, что, наверное, это всё же научные изыскания, но не практические отслеживание результатов реабилитации. Но это уже тогда отдельный вопрос, сейчас нет возможности его детального рассмотрения. Что касается эффективности практики в Московской области по этому направлению, не поддерживаю такое мнение по поводу качества работы «Ариадны».
Каклюгин Н.В. Возвращаясь к тексту вверенного мне не доехавшим до нас выступающим доклада. Это история о том, как разрушалась профилактика наркомании в Москве на примере отделения профилактики болезней зависимости филиала N8 Городского бюджетного учреждения здравоохранения «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы» (Городского учебно-методического центра профилактики химических зависимостей при НКД N5 ЗАО города Москвы). Зачитываю.
«Коллектив бывшего отделения профилактики болезней зависимости филиала N8 ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ», в настоящее время объединенный с отделением профилактики Московского научно-практического центра наркологии в Центр профилактики зависимого поведения, вынужден через выступление на данном думском «круглом столе» обратиться к общественности и присутствующим представителям профильных государственных служб в связи с ситуацией, сложившейся в Центре.
В течение более чем 15 лет сотрудниками бывшего отделения профилактики болезней зависимости филиала N8 на базе ранее существовавшего городского учебно-методического центра профилактики всех видов химических зависимостей при наркологическом диспансере N5 Управления здравоохранения Западного административного округа города Москвы, проводилась комплексная работа, направленная на разработку системы оказания профилактической помощи по предупреждению развития аддиктивных форм поведения различных категорий граждан. Данная работа проводилась в нескольких направлениях, среди которых наиболее востребованными и эффективными являлись:
- работа на базах лечебно-профилактических учреждений (женских консультаций, детских поликлиник), проводимая в форме индивидуального психологического консультированя и психокоррекции с целью профилактики личностных и семейных факторов риска развития аддиктивных форм поведения различных категорий граждан
- ранняя профилактика факторов риска в условиях детских дошкольных воспитательных учреждениях (детских садах), реализуя комплексную долгосрочную программу первичной позитивной профилактики всех видов химических зависимостей, а также осуществляя семейное консультирование и психологическую коррекцию по вопросам профилактики факторов риска развития отклоняющегося поведения ребенка и организуя информационно-методическую и обучающую помощь в вопросах профилактики для воспитателей и педагогов.
- постоянное динамическое осуществление мониторинга наркологической ситуации в детско-подростковой среде, позволяющее научно обосновывать выделение «мишеней» профилактики в практической работе специалистов.
В начале реорганизации структуры двух отделений профилактики мы были поставлены в известность о том, что речь идет о слиянии их в целях модернизации, расширения профилактической деятельности, внедрения оптимальных методов оказания помощи населению в новых масштабах. Предполагалось сохранение основного содержания работы сотрудников с учетом новых возможностей и задач Центра и распространение опыта этой работы на другие филиалы ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ». Были оставлены помещения для приема пациентов группы риска на доступном расстоянии от баз первичного приема. Помимо этого, предполагалось продолжение учебно-методической работы и расширение объема индивидуальной психопрофилактики в масштабах города Москвы. Данные направления были нами обоснованы и были внесены конкретные предложения по их реализации.
Однако в настоящее время сохранение этих направлений профилактической работы находится под угрозой. Заведующая вновь образованным Центром объявила об отсутствии необходимости постоянного сотрудничества с ЛПУ, формально не отрицая возможность однократного оказания консультативной помощи населению в рамках Центра. Тем самым создаются условия, в которых направление практической индивидуальной психопрофилактики будет полностью уничтожено, так как предполагается абсолютное игнорирование всех принципов консультативной и психокоррекционной работы, и создается имитация оказания непосредственной медико-психологической помощи населению.
Кроме того, будучи поставленными в известность об освобождении помещения, предоставленного для работы с созависимыми пациентами и пациентами группы риска на Кастанаевской, 26, в непосредственной близости к базовым ЛПУ и детским садам, в условиях которых отрабатываются модели оказания профилактической помощи по предупреждению развития аддиктивных форм поведения различных категорий граждан, мы тем самым лишаемся какого-либо практического подкрепления той методической работы, которую планировали бы осуществлять в рамках вновь созданного Центра.
Также по заявлению заведующего Центром планируется вовсе отменить работу по проведению мониторинга наркологической ситуации в детско-подростковой среде, перечеркнув тем самым наработки, которые имеются в методике и практике такой работы с 1997 года.
Попытки специалистов привлечь внимание к результатам и выводам многолетнего опыта профилактической работы (доносимым и в устной, и в письменной форме до заведующей Центром) резко отвергаются и не учитываются.
На сегодняшний день прием в ЛПУ временно приостановлен, так как, несмотря на заранее предоставленное расписание, нам постоянно внезапно предлагается отменить прием заранее записанных к специалистам граждан из-за якобы необходимости нашего присутствия на каких-либо массовых мероприятиях или собраниях Центра.
На тот момент ещё сотрудники отделения профилактики болезней зависимости филиала N8 ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ», очень просили главного врача МНПЦ наркологии Е.А. Брюна оказать помощь в продолжении и развитии осуществления комплексного подхода к профилактике болезней аддикции, предполагающего сочетание практической и учебно-методической деятельности. Также просили принять меры для прекращения постоянных угроз об увольнении в свой адрес в ответ на критические замечания и предложения по способам оптимизации работы Центра. Очень надеялись на понимание Евгения Алексеевича Брюна о недопустимости сведения профилактической работы с организованными группами населения к имитации оказания помощи, недопустимости расходования средств на подмену непосредственной профилактической работы медицинского психолога исключительно санитарно-просветительской и методической деятельностью. Тем более, что необходимость расширения опыта квалифицированного индивидуального психологического ведения пациентов в детских поликлиниках, детских садах, женских консультациях определяется сегодня особой потребностью в профилактической работе с беременными, детьми и семьей в целом, о чем он неоднократно заявлял на собраниях всего коллектива МНПЦ наркологии.
К сожалению, наши слова так и остались неуслышанными и коллектив нашего учреждения был расформирован. Профилактика наркомании встала. И так произошло по всей Москве…» Конец заявления. Вот такое обращение от сотрудников одного из московский наркологических учреждений, ответственных за ведение антинаркотической профилактической работы. Никак не буду его комментировать, пусть каждый сам делает выводы.
(Продолжение следует)
По материалам сайта Русской народной линии — http://ruskline.ru/analitika/2016/06/28/profilaktika_zavisimogo_povedeniya_v_molodezhnoj_srede_v_ramkah_koncepcii_dolgosrochnogo_socialnoekonomicheskogo_razvitiya_rossi/