Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Большой международный опыт, накопленный современной наукой, показал, что проблема плавной речи далека от своего решения. Поэтому во второй половине XX в. в мире возникают группы взаимопомощи заикающихся, вначале — в Германии и США, затем их география ширится, увеличение количества групп приводит к образованию национальных ассоциаций и, наконец, в 1986 г. в Киото состоялся I Международный конгресс заикающихся. С тех пор конгрессы проводятся регулярно, на IV Конгрессе в 1995 г. в Швеции создана Международная организация заикающихся (ISA). Существуют региональные ассоциации, такие как Ассоциация испаноговорящих стран, Европейская Лига ассоциаций заикающихся (ELSA), куда входят почти все страны континента. Создан официальный сайт (ISA), который освещает историю движения, рассказывает о национальных ассоциациях, размещает многочисленные методические материалы, аккумулирующие опыт создания групп взаимопомощи заикающихся.
Специалистов различного профиля, работающих над проблемами заикания, объединяет Ассоциация плавной речи (IFA), куда входят логопеды, врачи, психологи, генетики и др.
Неудовлетворенность медицинской и психолого-педагогической помощью заикающимся явилась одной из главных причин возникновения всемирного движения взаимопомощи данной категории лиц. Люди, страдающие заиканием, сами ищут пути и способы справиться с речевым дефектом, собираясь вместе и помогая друг другу. Такие группы, не решая проблему коррекции логоневроза, как минимум способствуют снижению остроты переживания собственного недуга.
Если обратиться к истории вопроса в России, то во второй половине XIX в. появляется фундаментальный труд И. А. Сикорского (1) о заикании, где известный ученый, профессор Киевского университета рассматривает проблему заикания с позиций врача и предлагает преимущественно медицинские пути ее решения. Спустя несколько десятилетий педагог и психолог Д. Г. Неткачев (2) открывает первую частную клинику и исследует психолого-педагогические средства оказания помощи людям, страдающим заиканием. Таким образом, закладываются два основополагающих подхода к решению проблемы неплавной речи, которые получат свое полное развитие в советское время.
После октябрьского переворота господствующей стала материалистическая антропология, и человек рассматривался теперь исключительно как материальный объект. Советская логопедия, сосредоточившись вначале на медицинском подходе к проблемам заикания, выявила клинические различия между невротической (функциональное расстройство — логоневроз) и неврозоподобной (органическое расстройство) формами заикания. Когда были достаточно четко определены границы действенности чисто медицинского подхода, логопедию передали из ведения Минздрава в ведение Минпроса.
В советское время создана удивительная по масштабу охвата государственная система логопедической помощи. Она добилась больших успехов, решив немало важных проблем. Заикание в ее структуре занимало особое место. Однако, по словам самих школьных и дошкольных логопедов, они «боятся заикания, не знают, что с ним делать». Многие дефекты речи устранимы чисто техническими приемами, педагогическими методами, научением, но с заиканием даже эта уникальная советская логопедическая система справиться не смогла.
Итогом развития отечественной науки о заикании в 20-м столетии стало создание комплексного метода, который включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое, социальное, семейное (12, 13, 14), т. е. всестороннее воздействие на человеческую личность. Комплексный метод являет собой вершину практического подхода к проблеме заикания, основанного на материалистическом видении человеческого существа, исчерпывающегося двумя его проявлениями — физическим и душевным.
Поступательное развитие науки, изучающей логоневроз с позиции медицины, психологии и педагогики, закономерно выводит нас на следующий уровень исследований — духовный, который направлен на изучение опыта, накопленного в церкви. Он менее формализован с точки зрения современной науки и выражается преимущественно в терминах святоотеческого учения о человеке, но его практическая ценность, тем не менее, очевидна.
Исследуя проблему заикания с точки зрения православной антропологии, рассматривающей человека в иерархическом единстве трех его составляющих — духа, души и тела, а речь считающей порождением Духа, можно предположить, что для заикающихся, страдающих невротической формой недуга, запинки в речи являются индикатором их духовного состояния. С известной долей условности мы сопоставляем уровню тела — медицинское вмешательство, уровню души — психолого-педагогическое воздействие, уровню духа — практику церковной жизни.
Сущность метода, основанного на православной антропологии, заключается в восстановлении естественной иерархии человеческого существа, когда тело закономерно подчиняется душе, душа духу, а дух, соответственно, Высшему началу. Речь в рамках таких представлений является даром Божиим, продуктом духовной деятельности. В продуцировании речи участвуют не только тело и душа, но и дух. Говорит весь человек, все его человеческое существо. И запинки в речи — это, в первую очередь, запинки в свободном движении духа.
Не претендуя на терминологическую точность и полноту исследования святоотеческих текстов, можно предположить, что существует так называемое дыхание духа. Святые отцы дыханием духа называют молитву. И насколько человеку, страдающему заиканием, будет подвластно произвольное дыхание духа, настолько, по принципу иерархичности, ему будет подчиняться нижележащее (на уровне души и тела) речевое дыхание. Таким образом, практическая деятельность, направленная на овладение дыханием духа, состоит в молитвенном упражнении, в упрочнении связи с духом, т. е. молитва делает возможной, в первую очередь, подлинную связь человека с Богом, а через это восстанавливает и здоровые отношения внутри человека между духом, душой и телом.
Церковный опыт повествует об исцелении Господом гугнивого (с церковно-славянского — заикающийся) в Евангелии от Марка: «Привели к Нему глухого косноязычного (в оригинале на церковно-славянском — гугнивого) и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши его и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» (Мк. 7, 32-35).
О разрыве связи с духом говорит авва Евагрий, церковный писатель-аскет IV в.: «Заикание есть болезнь разумной души, в которой она, соблазняясь случайностями, не может во всем благодарить Бога».
Известно несколько чудесных случаев исцеления от заикания свт. Иоанном Кронштадтским, которых пишут сами исцелившиеся. Так, П. Г. Теодорович вспоминает, как о. Иоанн, ударив его по левой щеке, несколько раз сказал: «Говори чисто, говори чисто». И в этот момент произошло нечто более глубинное, чем просто физическое исцеление, — духовное воздействие (3).
В рамках нашей восточно-христианской или православной цивилизации накоплен определенный положительный опыт помощи людям, страдающим заиканием. В досоветский период, вследствие того, что православная вера была государственной религией, он не был формализован и систематизирован, так как присутствовал имплицитно в самом строе православной жизни.
Известный русский ученый и педагог С. А. Рачинский, несколько десятилетий проработавший в сельской школе, успешно применявший в своей педагогической практике чтение на церковно-славянском языке для излечения заикания у детей, публикует свою работу «Заикание и церковно-славянское чтение». У С. А. Рачинского сложилась система работы с такими учениками. Во главе должно стоять тщательное научение Закону Божию. С ним должно быть связано подробное изучение Священного Писания. В Татевской школе Псалтирь и Часослов были в ежедневном употреблении. Чтение их являлось одним из могущественнейших средств воспитания. «Псалтирь — высочайший памятник лирической поэзии всех времен и народов. Содержание его — цельное и вечное. Это постоянное созерцание величия и милосердия Божия, сердечный порыв к высоте и чистоте нравственной, глубокое сокрушение о несовершенствах человеческой воли, непоколебимая вера в возможность победы над злом при помощи Божией. Все эти темы постоянно звучат одновременно, в сочетаниях разнообразия изумительного, в оборотах речи неисчерпаемой красоты, силы и нежности», — писал С. А. Рачинский (4).
По утрам в школе на общей молитве, довольно продолжительной, ученики пели церковные песни; по субботам сам Рачинский читал Евангелие по-церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями.
Вне занятий учащиеся должны были наивозможно полно участвовать в богослужении, участвовать практически, в качестве чтецов и певчих.
Церковному пению Рачинский придавал огромное значение. «Тому, кто знаком с нашим богослужением, — писал он, — кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки» (5).
Рядом с молитвой церковной чрезвычайное развитие получила в Татеве и молитва домашняя, в особенности вечерняя, когда вычитывалось и пелось все, положенное в Часослове.
Он писал, что «чтение нараспев, очень протяжное, как и пение, доступно всякому заикающемуся». Вне школы нужно «неуклонно и истово читать в церкви перед литургией часы III и IV». Особую роль он отводил наставнику, который должен «бережно обращаться» с учеником. Необходимым условием успеха С. А. Рачинский считал и тот благочестивый опыт, который получает ученик, участвуя во всей полноте православной жизни, при которой снимаются переживания, затрудняющие выздоровление (6).
В настоящее время в Камчатской епархии служат несколько клириков, которые начинали путь церковного послушания заикающимися. Один из них, иерей Василий Гросс, был рукоположен достаточно молодым. На глазах у верующих всего города медленно происходило исправление речи, прихожане сопереживали и радовались за священника. Наконец он стал читать проповедь совершенно плавно. Иеромонах Иоанн (Заяц) получил избавление от заикания, будучи послушником Псково-Печерского монастыря. Исполнение священнического служения, несение церковного послушания стало тем путем, на котором человеческая личность, соприкасаясь с Божественной Личностью, получает возможность восстановить Богом данную иерархию. Здесь «побеждается естества чин», происходит преодоление «ветхого» человека, преобразование его в нового, потому что Церковь иерархична по природе своей, объединяя в себе два начала — Божественное и человеческое, небесное и земное, духовное и телесное.
Опыт обретения плавной речи несколькими церковно-священнослужителями Камчатской епархии послужил отправной точкой для начала работы в одном из направлений церковной реабилитации. При Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре в сентябре 2009 г. был организован Центр помощи заикающимся.
В последнее время широко используется понятие «церковная реабилитация» для характеристики процесса избавления от алкоголе- и наркозависимости в социальном служении Православной церкви.
Мы считаем правомерным использовать этот термин и в применении к опыту избавления от заикания на основе использования методики С. А. Рачинского. Потому что и помощь наркозависимым, и помощь заикающимся основана на принципе, который дал сам Господь: «…без Меня не можете делать ничего» (Иоанн, 15, 5).
Это полностью согласуется с главным принципом церковной реабилитации, который гласит: «Главным, самым могущественным, мудрым и активным деятелем церковной реабилитации является Бог» (7).
Главным для нас является изучение и применение комплекса практических мероприятий, накопленных за много столетий в виде отдельных элементов в жизни православной церкви. Необходимость собирания таких элементов в самостоятельный формализованный комплекс возникла в связи с тем, что, к сожалению, в настоящее время разрушена традиционная православная среда обитания, в которой эти элементы из разрозненных естественно складывались в систему комплексного воздействия на речь именно в силу их интегрированности в православную традицию, православный быт.
Наиболее продуктивным способом церковной реабилитации заикающихся представляется путь извлечения страждущего из привычного круговорота жизни, помещение его в «санаторий» — православный монастырь и пребывание в нем достаточно долгое время. Используя терминологию Н. П. Бехтеревой, это должно привести к «дестабилизации устойчивого патологического состояния» (8). В данном случае происходит выработка новых речедвигательных комплексов, направленных от адресанта к адресату (молитва как обращение к Богу и святым), и перенесение этих навыков на бытовую почву, вхождение в древнюю просодическую систему, обретение нового интонирования с другими семантическими ударениями (9).
Необходимым условием успешности работы с заикающимися, по нашему мнению, является погружение их в православную среду, воцерковление. Участник занятий в нашем центре, трудник монастыря Роман рассказывает о своем опыте воцерковления: «У меня проблема с речью, я заикаюсь. По воскресным дням у нас проходят занятия с заикающимися, ведет их иеромонах Иоанн. Он приглашает на занятия различных людей — психиатров, психологов, психотерапевтов. Сейчас я совершенно свободно читаю тексты в храме, при людях нет того чувства страха, который был до этого. В спонтанной речи еще имеются проблемы, но это вопрос времени. Учусь петь — на утренней, на вечерней, на литургии. Читаю на церковно-славянском. Узнал о вере Православной, о душе человеческой. Выполняю разнообразные послушания. Учусь потихонечку терпению, смирению. Здесь другие законы, не те, которые в миру. Я нашел здесь ответы на многие интересующие меня вопросы, на которые не мог найти ответы в миру» (10).
Участница группы Наталья рассказывает: «До того, как я начала занятия, для меня было проблемой говорить с незнакомым человеком, одолевал страх — а вдруг я не смогу, не скажу. Были и минуты отчаяния. После нескольких месяцев занятий, когда я читаю молитвы или Псалтирь, в моей речи практически не слышно запинок, а главное — появились спокойствие и уверенность».
Несомненно важным для членов группы является понимание того, что по мере обретения ими опыта духовно-нравственной жизни улучшается и звучащая речь.
Практическая часть воскресных занятий состоит из упражнений — чтение вслух Псалтири и других священных текстов нараспев, хоровое пение, молитва. Приглашаемые на занятия специалисты (психологи, логопеды, актеры, психотерапевты) помогают преодолевать психологические барьеры замкнутости и страха. Важной частью занятий являются духовные беседы, в которых раскрываются основные положения святоотеческого учения о человеке. Обязательным мы считаем участие в церков-ных таинствах — исповеди, причастии, соборовании. Важным компонентом в ходе занятий является воспитание послушания. Оно интегрирует человека в Церковь, оно выводит человека за границы его природы, дает навык преодоления самости, подчинения своей воли. Послушание — это практическое упражнение по выстраиванию иерархии, когда дух человека приходит в послушание к Богу. Подчиняя свою волю Богу, страдающий заиканием человек закономерно получает себе в подчинение лежащие на более низком иерархическом уровне душу и тело. Следовательно, овладение свободной речью является закономерным результатом духовно-ориентированного подхода в преодолении логоневроза.
Таким образом, нами предпринята попытка воссоздания и современной интерпретации существовавшего в Православной церкви опыта помощи людям, страдающим заиканием. Новизна нашего опыта в том, что методика С. А. Рачинского применяется в новых условиях: участники занятий — взрослые люди, речевая коррекция происходит в процессе их воцерковления.
Можно констатировать положительную динамику процесса формирования плавной речи у тех, кто занимается в нашей группе: они уже свободно поют, наизусть и по книге читают вслух и молитвы, и художественную литературу, при этом иногда наблюдаются запинки в спонтанной речи.
Резюмируя, следует отметить:
1. Новизна данного подхода к решению вопроса оказания практической помощи лицам, страдающим заиканием, состоит в том, что в его основании — православная антропология с идеей трехчастного строения человека и иерархического соподчинения духа, души, тела. Восстановление иерархии соподчинения — главное условие коррекции речевого дефекта.
2. При духовно-ориентированном подходе к избавлению от заикания речь рассматривается как дар Божий, и полагается, что речевые нарушения кроются в духовной сфере, а не в душевной или телесной.
3. Практический эффект применения методики С. А. Рачинского заключается в значительном уменьшении запинок в речи, в положительном изменении психологического состояния человека, страдающего логоневрозом, часто выражающемся в исчезновении самого невроза.
4. Внесение духовного компонента как приоритетного для решения рассматриваемой проблемы происходит через включение человека в процесс воцерковления, принятие им правил церковной жизни, что является главным принципом церковной реабилитации.
5. Сложность трансформации понятий и определений духовной жизни на язык современной науки не снимает практической ценности опыта церковной реабилитации заикающихся и предполагает дальнейшее сотрудничество православной церкви и светской науки.
1. Сикорский И. А. О заикании. М. : АСТ. Астрель. 2008.
2. Неткачев Г. Д. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. T. 1, разд. 5 / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 1997.
3. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. М. : Отчий дом, 2008.
4. Школьный апостол и апостол трезвости [Электронный ресурс] http://www.wco.ru/biblio/books/gusev1/H1-T.htm#22%2322
5. Там же.
6. Рачинский С. А. Заикание и церковно-славянское чтение. СПб. : Сельская школа, 1910.
7. Доклад игумена МЕФОДИЯ (Кондратьева), руководителя реабилитационного центра при Свято-Георгиевском приходе Иваново-Вознесенской епархии, сделанный 17 мая на заседании рабочей группы Комиссии межсоборного присутствия по вопросам социального служения [Электронный ресурс] http://www.miloserdie.ru/print/1/9/12152
8. Бехтерева Н. П. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. Л. : Медицина, 1978.
9. Прохватилова О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/philology/37453.php
10. Самый восточный. Летопись Камчатского Свято-Пантелеимонова монастыря [Электронный ресурс] http://blogs.pravkamchatka.ru/inok/?p=210
11. Монах Иоанн (Заяц). Избавление от заикания (логоневроза): духовно-ориентированный подход в контексте святоотеческого учения о человеке // Психология воспитания и образования современного человека: диалог со святоотеческой традицией. М., 2011.
12. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. М. : Эребус, 1993. 160 с.
13. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М. : Смысл, 2006. 224 с.
14. Карпов Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М. : Флинта, 1997. 160 с.
Иоанн, иеромонах Церковная реабилитация заикающихся в Камчатском мужском монастыре по методике профессора С. А. Рачинского // Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения «К 270-летию выхода России к берегам Америки и начала освоения Тихого океана (1741-2011)» : материалы : 19-20 окт. 2011 г. — Петропавловск-Камчатский, 2012. — С. 36-40. — Библиогр. : с. 40.
По материалам сайта — http://www.kamlib.ru/resourses/ioann5.htm