Home » Отчет за 2013 год

Отчет за 2013 год

Согласно Уставу МОДСКТ представляет собой добровольное массовое общественное объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации своих целей, и является некоммерческой организацией, не имеющей членства общественным объединением и не имеющей своей целью извлечение прибыли.

Основными целями деятельности Движения являются:

  1. содействие в поддержке семейных клубов трезвости;
  2. содействие восстановлению трезвости как нормы жизни в личной, семейной и общественной жизни народов Российской Федерации;
  3. распространение опыта работы семейных клубов трезвости, строящих свою работу на основе экологического (социо-духовного, психолого-педагогического, медико-биологического) подхода.

Основными направления деятельности Движения являются:

  1. распространение идеи о трезвом, воздержанном, благочестивом образе жизни как основополагающем принципе профилактики табакокурения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, а также других форм химической и нехимической зависимости;
  2. содействие в восстановлении физического и духовно-нравственного здоровья населения Российской Федерации на основе трезвого образа жизни, исторических, культурных и религиозных традиций коренных народов Российской Федерации;
  3. поддержка деятельности, направленной на охрану психического здоровья населения;
  4. содействие в трезвенном воспитании подрастающего поколения и защита его от пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и лудомании;
  5. содействие принятию законов, обеспечивающих здоровый трезвый образ жизни людей;
  6. содействие созданию и работе учреждений восстановительного лечения и реабилитации психически больных и наркозависимых;
  7. накопление и изучение опыта работы в области восстановительного лечения и реабилитации психически больных и наркозависимых;
  8. содействие во всесторонней помощи дезадаптированным лицам с расстройствами поведения и психики, наркологическим больным с использованием научно-обоснованных комплексных программ медицинской, психолого-педагогической, социокультурной и духовной реабилитации и ресоциализации;
  9. содействие в решении различных проблем связанных с немедицинским потреблением психоактивных веществ;
  10. содействие в развитии государственно-конфессиональных отношений.

Основным структурным подразделением Движения является Семейный клуб трезвости.

Семейный клуб трезвости (СКТ) – это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, обусловленных химической и (или) нехимической зависимостью кого-то из членов семьи.

Семейный клуб трезвости является неотъемлемой частью общества со всеми ему присущими проблемами. Важнейшим принципом организации клуба является идеология открытости для взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями, работающими в области охраны здоровья и социальной поддержки людей с проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ и аддиктивного поведения.

Двери клуба открыты для семей с разными проблемами, обусловленными потреблением алкоголя, наркотиков и другими видами химических и нехимических зависимостей.

Цель существования клуба состоит не только в отказе от использования психоактивных веществ и аддиктивного поведения участниками клубов, но изменение всего образа жизни человека.

Свою деятельность МОД СКТ осуществляет в приходах Русской Православной Церкви, но также возможно создание и работа СКТ при общественных организациях государственной и негосударственной направленности.

Историческая справка

В Российской Федерации семейные клубы трезвости как программа реабилитации лиц с зависимым типом начали свою деятельность в приходах Русской Православной Церкви. В 1992 году по благословению священноначалия Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Бабурин после  обучение в Италии по программе семейных клубов трезвости у профессора психиатрии Ренцо де Стефани организовал первый СКТ пи Никольском храме в селе Ромашково Московской области. Первым ведущим СКТ стала врач-психиатр Марина Карпова.

В результате практической деятельности первого СКТ оформилось два направления в дальнейшем развитии клубов – светское направление, представленное СКТ Марины Карповой при 13 психиатрической больнице, и приходские семейные клубы трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина. Светский СКТ разделяет представление европейских представителей методологии, а значит на встречах не обсуждаются религиозные темы. Следуя тенденции западного общества, европейские СКТ и российское светское клубное движение нейтральны относительно вопросов веры.

В работе приходских СКТ  решение вопроса употребления человеком психоактивных веществ рассматривается прежде всего с позиции православного мировоззрения. Приобретение трезвости и дальнейшее укрепление в ней напрямую связано с воцерковлением зависимого человека и членов его семьи.

Основоположником семейных клубов трезвости в Европе является хорватский психиатр, Владимир Худолин, эксперт по проблемам, связанным с потреблением алкоголя.

Основные этапы развития семейных клубов в Европе:

  • 1964 г. — Первый клуб был создан в Загребе, Югославия.
  • 1979 г. – Открылся первый клуб в Триесте, Италия (сегодня в Италии более 2200 клубов).
  • На сегодняшний день СКТ работают более чем в 30 странах мира.

Био-психо-социо-духовный подход, используемый в европейской методике семейных клубов трезвости Владимира Худолина, был обогащен опытом русского православного дореволюционного трезвенного движения и привнесена методология духовно-ориентированного диалога Тамары Александровны Флоренской. В результате такого синтеза сложилась уникальная методика.

История трезвенных общин в России:

  • 1858-1862 – крестьянское трезвенническое движение. Общества трезвости были образованы не менее, чем в 32 губерниях и в 31 уезде.
  • 1903 – 1905 – К примеру, только в одной Даниловской общине г.Москвы дано более 170 тыс. обетов трезвости.
  • 1913 – существовало более 2 000 общин трезвости, в которых состояло более 500 тыс. страждущих и членов их семей.
  • 5 декабря 1992 – создан первый СКТ при Никольском храме в селе Ромашково, Московская область.
  • 1994 — 1996  –  организованы первые курсы по подготовке руководителей СКТ.
  • 2011 — создано Межрегиональное общественное движение в поддержку СКТ.
  • 2012 – постоянно действуют 9 СКТ, объединяющих более 100 страждущих и членов их семей, активно принимающих участие в работе клубов.

Научные и церковные предпосылки деятельности СКТ

Приказом Министерства здравоохранения от 18 марта 1997 года №76 «О наркологических реабилитационных центрах» государственным реабилитационным наркологическим центрам предписывается «участие в создании общественных психотерапевтических и реабилитационных ячеек и групп вне структуры центра (семейные клубы трезвости и др.). Русская Православная Церковь отметила важность существования семейных клубов трезвости на Юбилейном Архиерейском Соборе (13-16 августа 2000 года) в докладе митрополита Солнечногорского Сергия.

Взаимодействие СКТ с другими государственными и общественными организациями, работающими в области наркологической и социально-психологической помощи.

Основополагающим законным актом оказания государственной наркологической помощи является Постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. № 5494-1, где утверждается «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации». На сегодняшний день оказание помощи людям, зависимым от употребления ПАВ, регламентируется Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (глава VII, статьи 54-57), а также приказом Минздрава России от 30 декабря 2003 г. № 623 «О совершенствовании оказания наркологической помощи несовершеннолетним», приказом Минздрава России от 18 марта 1997 № 76 «О наркологических реабилитационных центрах», приказом Минздрава РФ от 06.10.1998 №290 «О медицинской помощи больным наркоманией с ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами».

Наркологическая помощь оказывается в соответствующих лечебных учреждениях Департамента здравоохранения, а также государственных и негосударственных реабилитационных центрах. Психологическая коррекция осуществляется в учреждениях социальной сферы и оказывается государственными и негосударственными психологическими и медико-социальными центрами.

СКТ осуществляют свою деятельность в приходах Русской Православной Церкви и оказывают  немедицинскую психокоррекционную и социально-духовную помощь людям православного и иных вероисповеданий, добровольно согласившихся на прохождение реабилитации.

Необходимо отметить, что для осуществления медицинских дезинтоксикационных и необходимых лечебных мероприятий реабилитируемые направляются в государственные и лицензированные негосударственные лечебные учреждения. Также помощь специализированных лечебных учреждений необходима в случае возникновения острых психических и обострения хронических психических заболеваний. Случаи соматических заболеваний нуждаются в консультации и лечении в лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения. Лица, зависимые от употребления сильнодействующих наркотических веществ приглашаются на реабилитацию в СКТ после прохождения длительной лечебной и дезинтоксикационной программ в государственных или иных реабилитационных центрах, в том числе православной направленности.

В случае выявления во время работы на клубных встречах серьезных психологических конфликтов, а также выраженных личностных особенностей, требующих профессиональной психологической коррекции, участники СКТ могут обратиться за помощью в специализированные медико-психологические и социально-реабилитационные учреждения, либо воспользоваться индивидуальной психотерапевтической помощью. При этом реабилитации в СКТ может осуществляться одновременно с оказанием помощи в обозначенных учреждениях.

Реабилитация и ресоциализация по программе СКТ предполагает длительное (не менее года) амбулаторное посещение занятий в семейных клубах трезвости для лиц с табачной, алкогольной, игровой и другими видами нехимических зависимостей, а лица с наркотической зависимостью от сильнодействующих веществ проходят в СКТ последующий этап ресоциализации.

В программе СКТ предполагается первичный отбор лиц, поступающих на реабилитацию, которую осуществляет консультативная служба в лице психиатра и клинического психолога СКТ. После исповеди, на которой священнослужитель принимает решение о необходимости направления человека на реабилитацию, врачом и клиническим психологом производится отбор людей с психическими заболеваниями, людей, нуждающихся в прохождении дезинтоксикации и лечебных мероприятиях в специализированных лечебных учреждениях, а также людей с выраженными расстройствами поведения и социальной адаптации. Таким людям предлагается индивидуальная работа, на которой в каждом конкретном случае решается вопрос о возможности участия человека в групповой работе на клубе. В случае необходимости обратившимся за помощью рекомендуется обследование и лечение в профильных учреждениях, а также других реабилитационных центрах и программах.

По мере прохождения реабилитации в СКТ и возвращения страждущего и членов его семьи к полноценной социальной жизни члены клуба могут прекратить посещение занятий по программе, либо продолжить работу в клубах уже в качестве волонтеров. Человек, пожелавший закончить или решивший не продолжать реабилитацию, может покинуть СКТ в любое время.

Взаимодействие с другими православными и иными духовными реабилитационными программами помощи

Программа помощи в СКТ предполагает возможность помощи людям, прошедшим реабилитацию в терапевтических сообществах, работающих по 12-ти шаговой программе (АА и АН), либо других протестантских группах. При этом работа с такими людьми предполагает восполнение опыта общения в православных общинах на основе традиционных семейных ценностей.

Люди, прошедшие занятия по методу Шичко, но не получившие избавление от недуга, также могут быть направлены на занятия в клуб. В таком случае вновь пришедшему разъясняются основные принципы духовно-ориентированного диалога и его отличие от директивных программных установок, использующихся в этом методе.

На этап ресоциализации в СКТ могут быть направлены люди, прошедшие длительную реабилитацию в противоалкогольных и наркологических центрах духовной направленности. Основной задачей СКТ является укрепление навыков независимого поведения в обществе, а также содействие в создании и укреплении семьи у реабилитанта.

Также возможны иные формы взаимодействий, возникающие в каждом конкретном случае.

Необходимо отметить, что помимо психологов, социальных работников и врачей, огромное значение в реабилитации и ресоциализации указанных групп людей отводится священнослужителю, так как наипервейшей задачей в таком случае является воцерковление таких членов.

Об организации СКТ на приходе

На сегодняшний день основное бремя по созданию и организации работы православных обществ и братств трезвости священноначалие Русской Православной Церкви возлагает на клириков РПЦ. В то же время большое количество послушаний, выпадающих на долю священнослужителей, а также не всегда достаточная подготовка и недостаточная заинтересованность в трезвеннической работе ограничивают распространение опыта обществ трезвости на приходах. И совершенно естественно, что люди, испытывающие живую необходимость в такого рода труде, сами прошедшие реабилитацию, либо желающие принять в ней активное участие, могут действовать эффективнее приходского священника. К тому же, для организации и налаживания работы общества трезвости духовное лицо специально не требуется. В то же время основной задачей священнослужителя является духовное окормление и разрешение недоумений, возникающее у общинников во время последующего воцерковления.

Сформированный в результате многолетнего опыта клубной работы на приходах институт ведущих, получающих специальную подготовку, позволяет поручить им большую часть мероприятий по созданию СКТ, требующих значительных затрат времени и душевных сил. Священнослужитель, несущий ответственность перед настоятелем или правящим архиереем, может лишь контролировать действия ведущего клуба и вносить в его действия необходимые коррективы. Налаженная ведущим работа клуба сохраняет у настоятеля прихода возможность рационального использования своих сил и полноценной работы с прихожанами.

Таким образом, настоятель, решивший создать на приходе СКТ, должен лишь обладать минимальными необходимыми знаниями о православном опыте борьбы со страстями и быть готовым утвердиться в основных подходах при помощи людям, подверженным пагубным страстям. А  значит, что бывает гораздо сложнее, чем технически организовать общество трезвости на приходе, быть готовым к практической реализации трезвенных принципов в повседневной приходской жизни.

Алгоритм создания и проведения встреч в приходском семейном клубе трезвости.

  1. Настоятель, решивший организовать СКТ на приходе, должен получить благословение у правящего архиерея, познакомив его с основными принципами устройства СКТ.
  2. Желательно, чтобы у СКТ, действующего на приходе, был свой духовник, которым становится либо сам настоятель, либо другой священник, осуществляющий духовное окормление членов СКТ. Необходимо, чтобы священник был знаком с подходом, использующимся в СКТ и общими принципами трезвенной работы. Подход СКТ, базирующийся на основных принципах православного опыта борьбы со страстями, обогащен профессиональными научными знаниями в области наркологии и психиатрии, а также учитывает психологические аспекты в работе с людьми.
  3. Для проведения встреч выбирается ведущий клуба, который заранее проходит необходимую подготовку по программе СКТ в течение достаточного времени. При этом важно, чтобы ведущий обладал опытом приобретения трезвости либо сам, либо в связи с опытом трезвости его близких. Ведущий должен иметь начальный опыт проведения групповых занятий в клубе, знать основные принципы устройства СКТ и правила клуба.
  4. Ведущий клуба присутствует на каждом занятии СКТ и помогает участникам клуба в создании необходимых условий для общения.
  5. Занятия в СКТ проводятся один раз в неделю в течение 2 часов. В связи с этим для организации СКТ необходимо отдельное помещение, желательно оборудованное столом и стульями для 10-15 человек, а также должны иметься простые кухонные принадлежности для чаепития (кружки, чайник, посуда для съестного к чаю). Использование помещений, в которых одновременно проводятся какие-либо другие занятия или находятся посторонние люди, нежелательно в связи с необходимостью создания благоприятных условий для общения среди членов СКТ.
  6. Перед первым заседанием СКТ в притворе и на информационном стенде храма, вывешивается объявление с информацией о начале деятельности СКТ, указывается основная информация о подходе, времени и месте первого занятия, а также контактные телефоны ведущего клуба. Также информация о начале работы СКТ размещается на электронном представительстве (сайт, блог) храма, где также указывается указанная информация. Крайне необходимо, чтобы клир и работники храма были проинформированы о предстоящей работе СКТ на приходе и могли бы направлять на занятия всех, кто обращается с подобными вопросами.
  7. Первое занятие желательно начать после молебна с акафистом перед иконой «Неупиваемая чаша», по завершении которого духовником клуба произносится наставление прихожанам и делается приглашение на занятия в клуб. Молебен перед иконой «Неупиваемая чаша» проводится с периодичностью один раз в месяц в особо оговоренное время, удобное для духовника клуба и его участников.
  8. На первое занятия приходят все желающие посетить встречу после молебна с акафистом, а также семьи, прошедшие предварительное собеседование с ведущим клуба. Не является обязательным условием при первом посещении, но крайне желательным, чтобы члены семьи, пожелавшие посещать клуб, предварительно побеседовали с ведущим и рассказали о своих актуальных проблемах. Удобнее всего, если беседа проходит за 30-45 минут перед началом встречи. Тогда начавшийся разговор может быть продолжен на заседании клуба.
  9. Занятия могут проводиться в любое удобное время, которое согласовывается с настоятелем и членами СКТ. На практике удобнее проводить встречи в вечернее время по будним дням и в дневное время по выходным дням, что связано с возможностью приезжать на встречи у большинства людей после работы в будние дни,  или в удобное для выполнения домашних задач время по выходным дням.
  10. Занятие начинается с совместной молитвы. По установившейся традиции читается «Царю небесный» и «Отче наш». По окончании молитвы присутствующий священник благословляет вкушение трапезы, а члены клуба занимают свободные места вокруг стола. Кто-то из общинников участвует в подготовке чаепития и раздает чай всем присутствующим.
  11. На клубе обсуждаются особо беспокоящие собравшихся людей вопросы. Как правило — это семейные отношения, воспитание детей, сложные ситуации на работе, поучительные истории из жизни любого члена клуба. Обязательно обсуждаются проблемы, обусловленные патологическим пристрастием к психоактивным веществам, приведшим людей в клуб. Помимо рассмотрения медицинской стороны зависимости, стадии и закономерностей их развития, большое внимание уделяется вопросам, связанным с психологическим разбором патологических отношений созависимых людей к своим близким, а также путей их разрешения.
  12. На первое и последующие занятия в СКТ могут быть приглашены «ветераны» СКТ из других действующих клубов, обладающие большим стажем воздержания. Во время общей беседы они делятся своим опытом с новичками, что благотворно действует на этапе становления клуба, а также способствует более продуктивной его работе в последующем.
  13. Присутствие духовника клуба на каждом занятии не требуется. Желательно, чтобы он посещал занятия СКТ хотя бы один раз в месяц для личного знакомства с новыми членами СКТ и обсуждения значимых богословских или катехизаторских вопросов.
  14. В работе СКТ принимают участие профессиональные психологи и врачи психиатры-наркологи, составляющие консультативную службу Движения СКТ. Специалисты могут быть приглашены на встречу по предварительному согласованию с ведущим клуба. Во время беседы с психологом или врачом могут обсуждаться трудные вопросы, требующие профессионального освещения. Также могут проводиться индивидуальные консультации с членами клуба.
  15. В начале занятия составляется список присутствующих, где указываются состояние участника клуба (зависимый, созависимый), срок воздержания, а также контактная информация (телефон, е-мейл), дата рождения и день ангела. Подробная информация необходима для понимания актуального состояния члена клуба, в случае необходимости информирования его членов о различных событиях в жизни клуба либо Движения, а также поздравлений общинников  со знаменательными датами. Во время занятия ведется  протокол встречи, где кратко в виде основных тезисов сообщается о темах и событиях, обсуждаемых во время встречи.
  16. По окончании встречи ведущим подводится общий итог беседы, делаются необходимые объявления по поводу событий в течение недели и на следующую встречу. Собрание заканчивается общей молитвой, по традиции – благодарственная молитва после вкушения пищи.
  17. Информация, полученная по итогам ведения протокола встречи и список участников передается ведущему СКТ, который в последующем занимается ведением документации клуба сам или поручает его секретарю клуба.

Методологические принципы работы СКТ

Деятельность семейных клубов трезвости осуществляется в согласии с традициями дореволюционного православного трезвенного движения и его ведущими представителями С.А. Рачинским, священником Александром Рождественским и св. прав. Иоанном Кронштадтским. Структурная организация и часть подходов заимствованы из опыта европейских СКТ и соответствуют новейшим научным представлениям, разработанным школой Владимира Худолина. Методологической основой работы с зависимыми людьми и членами их семей является метод духовно-ориентированного диалога Тамары Флоренской, идеологическим содержанием – православный аскетический опыт борьбы со страстями.

Обоснование и основные принципы деятельности СКТ

В деятельности семейных клубов трезвости используется междисциплинарный подход, позволяющий с наибольшей полнотой осуществлять помощь лицам с зависимым поведением.

Согласно современным представлениям, обозначенным в Концепции социального служения РПЦ, зависимость от психоактивных веществ представляет собой духовное повреждение и обозначается как страсть. Телесные страдания и расстройства поведения, а также сопутствующие эмоциональные нарушения и психологические конфликты являются последствием духовного повреждения личности.

Решение проблемы зависимости от ПАВ и восстановления телесного, психологического и социального благополучия возможно в тесном взаимодействии специалистов-медиков (врачи психиатры-наркологи), клинические психологи и психологи-педагоги, социальные работники, а также духовных пастырей православной Церкви (священнослужители).

В социальном плане чрезвычайно важно, чтобы условия, создаваемые для решения проблемы зависимости, были максимально приближены к естественным. А значит, работа должна проводиться в семье, где, как правило, проблема и формируется. В связи с этим в своей работе СКТ опираются на традиционные для менталитета народа традиционные семейные ценности и нравственные понятия.

С медицинской точки зрения отказ от использования ПАВ должен быть добровольным и на всю жизнь, а в последующем должно наступить изменение всего образа жизни человека. Несомненно, что требование абсолютной трезвости должно относиться к людям, уже испытывающим медицинские и социально-психологические проблемы в использовании алкоголя, по отношению к наркотикам это требование является абсолютным в любом случае.

Также не представляет сомнения, что человек, имеющий навык культурного потребления алкоголя, может добровольно отказаться от его использования, что окажет благотворное влияние на оздоровление ситуации в обществе в целом.

Научная парадигма, лежащая в основе работы СКТ, предполагает использование биопсихосоциодуховного подхода.

В психологическом аспекте опыт семейных клубов трезвости показывает, что наиболее удачным методом работы с семьей, испытывающей проблемы с злоупотреблением алкоголя и других химических веществ и аддиктивного поведения является духовно-ориентированный диалог Тамары Флоренской. В условиях, когда присутствуют внимательное выслушивание собеседника, его психологическое принятие и сочувствие, когда ближайший круг не разделяет негативные эмоциональные состояния говорящего, складывается близкий контакт между людьми и позитивный опыт одних может быть адекватно усвоен другим человеком. В то же время негативный опыт «перерабатывается» всеми участниками общения в клубе. Способность занимать позицию на стороне духовного «Я» человека, поддерживать голос его совести также способствует изменению отношения к проблеме. Не морализировать, не поучать, а говорить на уровне понимания собеседника предлагает Тамара Александровна. «Не воздействовать, а влиять» — главный принцип духовно-ориентированного диалога.

Таким образом, с духовной точки подход приходских семейных клубов основывается на нравственном опыте православия. Социальной нишей, в которой проводится работа является семья, а затем церковная община. Психологический подход разработан и детально исследован психологом Тамарой Александровной Флоренской. В медицинском плане используется современный научная парадигма европейской школы психиатрии Владимира Худолина.

Следующее затем изменение всего образа жизни человека способствует проявлению творческой инициативы, проявлению интеллектуальных достижений, успешному социальному росту и возвращению семьи к естественным путям ее развития.

Основные принципы организации и работы СКТ

В семейном клубе трезвости может состоять от 2 до 12 семей. Присутствие на встрече большего количества семей одновременно затрудняет возможность общения и свободного высказывания мнения каждым из  членов  клуба.

У каждого клуба имеется свой духовник, а также ведущий из числа людей, имеющих опыт обретения трезвости. Ведущий СКТ проходит специальную подготовку. Беседы проводятся в отдельном помещении при храме либо административном помещении вне его.

На встречах, проходящих один раз в неделю в течение двух часов, в доброжелательной атмосфере принятия, за чашкой чая проводятся беседы на темы, волнующие всех и каждого, исключая политику. На встречах в клубе зачастую присутствуют квалифицированные специалисты (священники, психологи, врачи), специально приглашаются люди с богатым жизненным опытом  и «ветераны» клуба, успешно преодолевшие проблему зависимости от психоактивных веществ и длительно ведущие трезвый образ жизни.

Как правило, темой обсуждения на встрече становятся вопросы, особо беспокоящие собравшихся людей. Во время общего разговора обсуждаются семейные отношения, воспитание детей, сложные ситуации на работе, поучительные истории из жизни любого члена клуба. Обязательно обсуждаются проблемы, обусловленные патологическим пристрастием к психоактивным веществам, приведшим людей в клуб. Поводом для возобновления разговора на эту тему становится приход в клуб нового члена. Тогда «ветераны» клуба, люди с большим стажем воздержания, делятся своим опытом с новичком. При этом рассматриваются медицинская сторона алкоголизма либо наркомании, стадии и закономерности их развития, условия, при которых можно остановить их пагубную разрушительную работу. В случае обращения в клуб родственников зависимых людей либо их друзей, большое внимание уделяется вопросам, связанным с явлением созависимости. Психологический разбор патологических отношений созависимых людей к своим близким, а также пути их преодоления становятся объектом обсуждения. Немалое внимание уделяется и нравственным вопросам в связи с поступками отдельных людей и отношений в семьях в целом.

В начале встречи и по окончании ее участники СКТ молятся. Во время беседы ведется запись протокола встречи, проводится составление списка присутствующих, где указывается статус члена клуба, срок воздержания, дата рождения, день ангела и контактные данные. По итогам встречи список участников и протоколы передаются ведущему, который ведет учет.

Один раз в месяц проводятся молебен с акафистом перед иконой «Неупиваемая чаша».

Среди членов клуба избираются секретарь, бухгалтер, руководитель патронажной службы.

Предполагается, что для расширения опыта и обеспечения взаимодействия различных  СКТ в рамках Движения возможно разовое привлечение к проведению либо участию в ведении клуба так называемых соведущих из числа уже прошедших подготовку на существующих общинах, имеющих положительный опыт обретения трезвости и проявляющих активное участие в жизни Движения.

Действующие СКТ

На сегодняшний день в составе МОД СКТ свою деятельность осуществляют 8 СКТ, располагающихся на территории города Москвы, Московской области и республики Башкортостан: 4 СКТ работают в приходе храма Всех Святых на Соколе во Всехсвятском благочинии Москвы, 2 СКТ ведут свою деятельность не на территории приходов РПЦ в городе Москве, 1 СКТ функционирует на приходе храма Девяти Кизических мучеников в Центральном благочинии Москвы, 1 СКТ действует при храме пророка Божия Илии в поселке Лесной Пушкинского района Московской области, 1 СКТ работает при храме вмц Татианы в городе Стерлитамак республики Башкортостан.

Другие виды деятельности СКТ

В целях наиболее успешной реабилитации страждущих и профилактики зависимого поведения в рамках семейных клубов трезвости осуществляют свою деятельность различные Творческие коллективы:

  • Театральная студия «Горница» под управлением режиссера И.Матвеева,
  • общинный хор, руководимый регентом храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском Парке,
  • киноклуб, проводимый пресс-секретарем Союза кинематографистов России Т.Москвиной-Ященко в Центральном Доме Кино
  • многолетнее тесное сотрудничество семейных клубов трезвости с коллективом театра русской драмы «Камерная сцена» и его художественным руководителем М.Г. Щепенко привело к созданию спектакля «По самому по краю», основанному на документальных материалах работы клубов.

Участники семейных клубов трезвости в рамках Социальной деятельности  регулярно посещают с творческими выступлениями детские дома и приюты, интернаты для пожилых и социально неблагополучных людей, оказывают посильную материальную и помощь в обеспечении медицинскими средствами.

Обязательной частью реабилитационной и профилактической деятельности семейных клубов трезвости являются регулярно проводимые Пешие походы и паломничества к святым местам, а также поездки по культурно-историческим центрам России.

Хорошей традицией стали Совместные праздники, на которых участники СКТ отмечают важные в жизни семей события и праздничные даты: дни рождения, свадьбы, венчания, рождения детей и их крестины.

Представители СКТ участвуют в конференциях и семинарах, посвященных пропаганде здорового образа жизни, а также обмениваются опытом трезвеннической работы с другими общественными и государственными организациями и объединениями. Много времени посвящается вопросам  изучения опыта трезвеннического движения в России и в мире.

Большое значение отводится общению со средствами массовой информации для объемного освещения деятельности СКТ, а также проводится работа по созданию наглядных демонстрационных и информационных пособий.

Основные направления деятельности МОД СКТ в 2013 году

  1. Создание и методическая поддержка деятельности новых семейных клубов трезвости в Москве и регионах России.
  2. Ведение консультативного приема на приходах РПЦ по вопросам злоупотребления психоактивными веществами и аддиктивного поведения, консультирование по вопросам психического здоровья и коррекции психологического состояния.
  3. Участие в конференциях, семинарах, рабочих встречах, посвященных вопросам профилактики и реабилитации людей с зависимым поведением, а также развитию трезвеннического движения и укрепления здорового образа жизни.
  4. Активная социальная деятельность, направленная на помощь людям, попавшим в тяжелые жизненные условия, посещение с творческими программами и благотворительной помощью домов престарелых, детских домов и реабилитационных центров для страждущих.
  5. Проведение совместно с различными молодежными и общественными организациями творческих и спортивно-массовых мероприятий на различных площадках.
  6. Проведение Фестиваля общественных движений и организаций, принимающих участие в работе семейных клубов трезвости.
  7. Научно-методическая деятельность, направленная на углубленное изучение и научное осмысление деятельности семейных клубов трезвости и других трезвеннических движений.
  8. Создание наглядных информационно-агитационных средств, рассказывающих об опыте семейных клубов трезвости в России, направленных на популяризацию деятельности Движения.
  9. Поддержка деятельности творческих коллективов в рамках СКТ
  10. Активное привлечение участников семейных клубов трезвости и всех заинтересованных лиц к паломничествам по святым местам и экскурсиям по исторически значимым местам в России и других странах.
  11. Организация и налаживание работы летнего детского лагеря в селе Татево Оленинского района Тверской области. Продолжение традиции трудовых выездов с целью помощи школе им. Рачинского и восстановления Троицкой церкви села Татево.
  12. Налаживание и проведение курсов ведущих СКТ
  13. Создание информационных видеоматериалов о проектах, реализуемых в рамках деятельности МОД СКТ, а также видеофильма о СКТ.
  14. Осуществление комплекса действий, направленных на создание сообщества участников СКТ, в том числе в социальных сетях, а также привлечение специалистов к созданию информационных ресурсов Движения.

Примерный план работы семейных клубов трезвости в течение месяца

№ п/п Наименование мероприятия График мероприятий
1-я нед 2-я нед 3-я нед 4-я нед
1 Клубы ведущих СКТ (1 раз в неделю) Х Х Х Х
2 Интерклуб с участием руководителя МОД СКТ Х Х
3 Киноклуб (1 раз в месяц) Х
4 Репетиции общинного хора (1 раз в неделю) Х Х Х Х
5 Репетиции театральной студии (1 раз в неделю) Х Х Х Х
6 Тренировки спортивной секции (1 раз в 2 недели)- летом Х Х
7 Посещение социальных объектов: СИЗО, дома престарелых, интернаты ветеранов труда, детские дома, детский приюты — 1 раз в месяц Х
8 Трудовой отряд в Татево — выезды 1 раз в месяц Х
9 Проведение семинаров и конференций с целевой аудиторией — 1 раз в месяц Х
10 Паломнические поездки в Серпухов – 1 раз в месяц Х

Примерный план работы СКТ на год

№ п/п Наименование мероприятия График мероприятий
1 квартал 2 кварт 3 кварт 4 кварт
1 Паломнические поездки, поездки по культурно-историческим центрам России — 1 раз в квартал Х Х Х Х
2 Пешие паломнические походы — 2 раза в год (весна, осень) Х Х
3 Спортивные праздники СКТ — 2 раза в год (лето, зима) Х Х
4 Творческие вечера – 1 раз в 2 месяца Х Х Х Х
5 Итоговый пасхальный концерт Х

Общие мероприятия СКТ

Деятельность вновь создаваемых клубов осуществляется в непосредственной связи с работой уже существующих клубов, что достигается участием общинников в следующих совместных мероприятиях:

  1. Интерклуб с отцом Алексием в театре «Камерная сцена» (обсуждаются наиболее сложные вопросы, возникающие во время работы клуба, а также изучаются основы православного мировоззрения).
  2. Совместные молебны перед иконой «Неупиваемая чаша» в приходах.
  3. Совместные паломнические поездки.
  4. Участие в социальной деятельности Движения – посещение детских домов, домов престарелых, тюрем, интернатов.
  5. Участие в работе общинного хора.
  6. Участие в работе Дискуссионного клуба «Психореальность кино» (Дом кино, куратор – Татьяна Москвина-Ященко).
  7. Участие в работе театральной студии Игоря Матвеева.
  8. Совместное участие в спортивных праздниках (летний и зимний), предполагающих массовые спортивные игры (футбол, волейбол, зимний биатлон, эстафеты и подвижные забавы),  культурных мероприятиях (концерты с участием общинников, совместное празднование дней рождения, посещение театров и экскурсий).
  9. Другие мероприятия в рамках деятельности МОД СКТ

Организационная деятельность в Движении

Один раз в месяц в центральном офисе Движения проводятся общие собрания ведущих, а также актива Движения (по мере необходимости в связи с обсуждаемыми вопросами). Также возможно проведение различных встреч представителей клубов и волонтеров для обсуждения конкретных вопросов в связи с планированием и реализацией проектов в рамках работы Движения.

На встрече ведущих совместно с Руководителем Движения обсуждаются вопросы, касающиеся координации работы СКТ, разрешения сложных ситуаций, возникающих на клубах, разработки стратегии и утверждения плана работы Движения.

Редакционный совет собирается для решения вопросов обслуживания интернет-ресурсов Движения, обсуждения предложений по созданию информационных материалов и издательской деятельности.

Рабочие группы встречаются для решения вопросов по предварительной договоренности.

В конце каждого года ведущим СКТ предоставляется в центральный офис Движения отчет по установленному образцу, в котором указывается информация о количестве членов клуба, регулярности их посещения.

Курсы ведущих СКТ

Концепция развития СКТ предполагает дальнейшее увеличение числа клубов, с связи с чем насущным является вопрос подготовки ведущих новых клубов. Предполагается проведение обучающих курсов ведущих СКТ.

Программа и формат курсов будет установлен во время проведения экспериментального курса подготовки ведущих. Потенциально ведущие набираются из числа наиболее активных общинников, имеющих положительный опыт в трезвости и активную позицию в деятельности СКТ.

Предполагается, что во время подготовки ведущих курсисты смогут самостоятельно приобретать опыт ведения клуба, принимая участие в соведении либо проведении уже действующих клубов.

Стратегические направления деятельности МОД СКТ в 2013 году

  • Изучение вопросов по сертификации деятельности СКТ
  • Углубление деятельности по научному обоснованию работы СКТ
  • Создание паломнической службы
  • Создание видеостудии, налаживание работы издательского отдела
  • Решение организационных вопросов по налаживанию работы хореографический кружка и туристического отделения
  • Усиление работы в социальной сфере

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате деятельности  МОД СКТ

  1. содействие во всесторонней помощи дезадаптированным лицам с расстройствами поведения и психики вследствие наркологических проблем, а также использование научно-обоснованных комплексных программ медицинской, социо-культурной и духовной реабилитации и ресоциализации в помощи наркозависимым;
  2. распространение идеи о трезвом, воздержанном, благочестивом образе жизни как основополагающем принципе профилактики табакокурения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, а также других форм химической и нехимической зависимости;
  3. содействие в трезвенном воспитании подрастающего поколения и защита его от пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и лудомании;
  4. накопление и изучение опыта работы в области восстановительного лечения наркозависимых и реабилитации психически больных вследствие зависимости от психоактивных веществ либо действий.

Реализация проектов МОДСКТ

  1. Проведение Фестивалей, форумов, трезвенных конференций

Участие общинников в общественных мероприятиях, способных объединить большое количество людей способствует установление контактов среди людей, устраняет проблему разобщенности разных клубов друг от друга, позволяет поддерживать общность взглядов и принципов работы СКТ, а также расширять представление о других общественных и церковных организациях, работающих в деле укрепления трезвости.

Фестивальная традиция предполагает проведение Межрегионального фестиваля православных обществ трезвости в селе Татево Оленинского района Тверской области один раз в два года.

  1. Паломничества

Регулярные паломничества способствуют формированию и укреплению в православном мировоззрении, а также помогают оздоровлению страждущих через благодатное влияние православных Святынь, посещаемых участниками во время поездки.

Возможность неформального близкого общения между людьми также благоприятно влияет на укрепление дружеской обстановки и налаживанию близких взаимоотношений среди общинников.

  1. Спортивно-массовые мероприятия

Ожидается положительное влияние на физическое и душевное здоровье общинников благодаря физическим упражнениям, а также формированию «чувства локтя», способности объединяться общими целями в достижении необходимого результата, при этом сохраняя верное нравственное состояние, основанное на духе мира и любви.

Спортивные состязания сопровождаются активным творчеством участников, способствует активному проведению досуга с приобщением к культурному наследию народного фольклора и народных танцев.

Во время совместной трапезы все общинники помогают друг другу в организации стола, уборке за собой территории, что также способствует сплочению людей и укреплению дружбы и взаимопонимания.

Отчет

Отчет о деятельности МОД СКТ в 2013 году

 

 

Краткий отчет

4.01.2013 Посещение выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» в музее Современной истории
7-8.01.2013 Празднование Рождества в Татево
15.01.2013 Заседание киноклуба «Психореальность кино»
19.01.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
1.02.2013 Начало работы СКТ под руководством Дмитрия Гусева в Свиблово
3.02.2013 Зимний спортивный праздник в Тарасовке-2013
7.02.2013 Заседание киноклуба «Психореальность кино»
23.02.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
3.03.2013 Празднование Масленицы на приходе храма Всех Святых на Соколе
12.03.2013 Заседание киноклуба «Психореальность кино»
15.03.2013 Творческий вечер в турклубе «Глобус»
30.03.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
16.04.2013 Заседание киноклуба «Психореальность кино»
21.04.2013 Открытие СКТ под руководством Любови Новиковой при Синодальном отделе по ЦБиСС
23.04.2013 Встреча клира и мирян с архиепископом Егорьевским Марком, создание Координаицонного центра по противодейстивю алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства
27.04.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
6-14.05.2013 Пеший поход с элементами паломничества в Крым
14.05.2013 Заседание киноклуба «Психореальность кино»
17.05.2013 Участие в педагогической конференции в селе Татево, посвященной наследию С.А. Рачинского
18.05.2013 Празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в селе Татево
25.05.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
29.05.2013 Начало работы группы семейного консультирования под руководством Елены Юрьевны Иконниковой
2.06.2013 Спортивный праздник в Ромашково
9.06.2013 Творческий вечер в ДК «Факел» во Фрязино
14-21.06.2013 Паломническая поездка в Италию
14.07.2013 Спортивная футбольная тренировка и шашлыки в Тарасовке
26.07.2013 Музыкальный вечер в Пресненском парке, ведет Никита Вятчанин
27.07.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
28.07.2013 Спортивная футбольная тренировка в Тарасовке
11.08.2013 Спортивная футбольная тренировка в Тарасовке
25.08.2013 Спортивная футбольная тренировка в Тарасовке
31.08.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
7.09.2013 Пешее паломничество в Троице-Сергиеву Лавру
11.09.2013 Тематическая беседа, посвященная всероссийскому празднованию Дня трезвости в библиотеке на метро Аэропорт
15.09.2013 Празднование дня Петра и Февронии на приходе храма Всех Святых на Соколе
22.09.2013 Спортивный праздник в Тарасовке
28.09.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
15.10-17.12.2013 Курсы подготовки руководителей СКТ
27.10.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
29.10.2013 Учебный семинар «Трезвение» в поселке Добрый (доклады Г.В. Гусева и А.Магая)
6.11.2013 Начало занятий хореографической студии под руководством Тамары Мирошниченко (раз в неделю по средам на Беговой)
7.11.2013 Участие в конференции МПГУ «Аддиктология»
25.11.2013 Творческий концерт в театре Русской Драмы
30.11.2013 Паломническая поездка в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
16-23.12.2013 Паломническая поездка на Святую Землю