Семейный клуб трезвости на приходе. Часть 1

Семейный клуб трезвости на приходе. Часть 1

Магай Андрей Игоревич – врач психиатр-нарколог, младший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», заместитель председателя Правления по научно-аналитической работе Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), http://modskt.pravorg.ru/

История создания семейных клубов трезвости в мире относится к 1964 году (http://centrnasokole.pravorg.ru/v-xudolin-rukovodstvo-po-alkologii-klub-lechenyx-alkogolikov/), когда в атеистической Хорватии в городе Загреб начал активную работу по развитию программы внебольничной реабилитации зависимых от алкоголя и членов их семей хорватский психиатр Владимир Худолин. Но не спешите делать поспешные выводы, дорогие читатели. Необходимо отметить, что мировоззрение Владимира Худолина с детства формировалось в католической религиозной традиции.

Развивая семейный подход в амбулаторной реабилитации, Худолин опирался на опыт терапевтических сообществ Максвелла Джонса и общую теорию систем Бинсвангера. Первоначально присущий реабилитационной модели социально-экологический взгляд на природу алкоголизма впоследствии был пересмотрен, в результате чего был сформирован целостный подход, включающий в себя и духовное измерение.

Опыт югославских семейных клубов трезвости был подхвачен и успешно реализован в соседней Италии, где к 90-м годам ХХ века насчитывалось уже свыше 2500 клубов. Затем программа получила распространение в 35 странах мира, а на сегодняшний день существует свыше 3500 клубов трезвости.

В России семейные клубы трезвости появились благодаря сотрудничеству Русской Православной Церкви и итальянской программы реабилитации. В 1992 году команда специалистов под руководством протоиерея Алексия Бабурина прошла обучение в Италии и стала реализовывать программу в России. С этого времени ее бессменным руководителем является протоиерей Алексий Бабурин, а в 2011 году группой единомышленников под его руководством в Минюсте было зарегистрировано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ).

Так что же такое семейный клуб трезвости и для чего он нужен?

Как следует из определения, семейный клуб трезвости на приходе – это сообщество добровольно объединившихся для решения проблем зависимости семей, собирающихся на православном приходе. Семьи встречаются для объединения усилий на пути к трезвому образу жизни и духовно-нравственному становлению (www.modskt.pravorg.ru).

Как организовать семейный клуб трезвости на приходе?

Организация семейного клуба трезвости не требует значительных затрат – настоятелю, заинтересованному в создании семейного клуба трезвости, необходимо получить благословение на его создание у викарного епископа. После этого на информационном стенде и в притворе храма размещается объявление о начале клубных встреч. Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда после церковной службы настоятель или ответственный за клубную работу священник расскажет о начале работы приходского семейного клуба трезвости. Четкая информация о времени и месте встреч, а также разъяснение основных принципов работы способствует возникновению необходимого доверия к работе клуба у прихожан.

Какие нормативные документы в Церкви и официальной наркологии регламентируют деятельность семейных клубов трезвости?

В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года, утверждается, что создание семейных клубов трезвости отвечает задаче по утверждению трезвости (http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047).

С точки зрения официальной научной наркологии деятельность семейных клубов трезвости регламентирована приказом Минздрава РФ от 22 октября 2003 года №500 «Об утверждении протокола ведения больных наркоманией (Z50.3)», согласно которому клуб является терапевтической реабилитационной средой для наркологических больных (http://ppt.ru/newstext.phtml?id=64436).

Из личного опыта. Необходимо отметить, что создание семейного клуба трезвости не всегда является легкой задачей. В ряде случаев это связано с достаточно высокой степенью загруженности работой настоятеля прихода, в других случаях не удается встретить необходимой заинтересованности со стороны правящего архиерея. Бывает и так, что уже начавший работу семейный клуб трезвости вынужденно прекращает свою работу из-за возникших недоумений относительно его деятельности у священства или прихожан. Как правило, это бывает в тех случаев, когда первоначальный мотив к созданию клуба преследует цели, отличные от реальной помощи людям.

Удачным примером сотрудничества семейного клуба трезвости и коллектива театра можно найти в истории Михаила Григорьевича Щепенко: «… мы, руководители театра русской драмы «Камерная сцена», столкнулись с новой для нас проблемой. Человек десять в нашей труппе оказались алкоголиками. В работе театра произошли серьезные сбои. Нам говорили, что нужно расстаться с такими работниками, они лишь мешают и дискредитируют нашу деятельность. Но дело в том, что наш театр сформирован по принципу семьи, и прогнать сына нам невероятно сложно. И вот здесь возник, как чудо, отец Алексий…

Пройден большой совместный путь. Проблема алкоголизма на данный момент в театре не существует. Часть наших ребят дала обет трезвости на всю жизнь. Кто-то, увидев, что пути наши сильно расходятся, к сожалению, ушел… Самое прекрасное, что существует в нашей общине трезвости (что, собственно, и составляет целительный секрет ее деятельности) это стремление не к излечению тела при больной душе, а к излечению души, которое возможно только с Богом.

Существуют ли духовные предпосылки для деятельности семейных клубов трезвости?

С богословской точки зрения работа семейных клубов трезвости основывается на принципе, который был осмыслен еще в IV веке святым Иоанном Златоустом («Беседах о статуях», Беседа одиннадцатая): «… так составим братства, станем делать друг другу советы, увещания, убеждения, укоризны, напоминания, угрозы, дабы при усердии каждого из нас исправиться всем нам». Также им было отмечено, что взаимное общение в духовной беседе облегчает душевные недуги и помогает справиться с проблемой. А в народе по этому случаю говорят, что «беда, поделенная на двоих – уже полбеды».

Каковы необходимые минимальные условия для клубных встреч?

Для проведения клубных встреч не требуется специальных условий – небольшое помещение, в котором могут одновременно находиться до 12-15 человек, стол и стулья, неприхотливая посуда для чаепития, и возможность два часа в неделю устраивать собрания общины. Чаепитие создает обстановку неформального общения. Разговор «по душам», который зачастую в обыденной обстановке мы проводим на кухне, помогает глубже разобраться с проблемами, с которыми приходится сталкиваться пьющему человеку и членам его семьи.

Что обсуждается на встречах в клубе?

Разговор не является лекцией о здоровом образе жизни, не носит морализаторский или нравоучительный характер. Самое главное для участников встречи семейного клуба трезвости, чтобы общение стало честным и доверительным разговором между всеми участниками – и зависимыми, и членами его семьи. Не всегда такой разговор бывает только лишь доброжелательным, возможно и обсуждение «острых» тем, а порой и нелицеприятные высказывания.

Из личного опыта. Встречи в семейном клубе трезвости для многих участников становятся как будто «глотком свежего воздуха». Участники клуба, получая на встречах необходимую душевную и духовную поддержку, стремятся на еженедельные занятия и зачастую преодолевают многие трудности на этом пути. По мнению большинства общинников, значимым эффектом в результате клубного общения является безусловное чувство радости. Только полнотой этого чувства можно объяснить тот факт, что люди, находившиеся в цепких объятиях алкогольного или наркотического дурмана, устремляются по пути освобождения от рабства пагубных страстей. И тогда понятными становятся слова Дмитрия, одного из участников клубного движения: «Не беда одна на всех, а Радость.

Первое время приходилось себя за шиворот тащить в Ромашково. Зато какой подъем после собраний!!! Казалось — бы, ну что такого, о чем-то таком светском и приятном беседа была! Вроде бы ничего сверхъестественного, а такой заряд бодрости, радости и любви — просто откровение! И целую неделю — никаких мыслей о выпивке. Это для меня до сих пор загадка: то ли батюшкина первая профессия психотерапевта дает себя знать, то ли еще что. Ну и воля Божья, конечно, на нас грешных, и милосердие Его.

Дальше втянулся и уже в радость встречаться со всеми братьями и сестрами. Не надо сверхусилий, чтобы съездить к ставшим по-настоящему близким людям, низкий поклон им всем. И дело тут вовсе не в том, что одна беда на всех, а в том, что одна Радость. А какие чудные паломнические поездки! В одной из них, последней, Господь сподобил меня дать обет трезвости. Не знаю, как будет дальше, какие искушения и испытания ждут, но сейчас я ощущаю иное качество жизни. Батюшка и община не только открыли мне путь к трезвости, дали инструмент борьбы с зависимостью, но и открыли дверь в Церковь».

Конечно же, разговор о семейных клубах трезвости не исчерпывается тем, что мы успели обсудить в этой короткой заметке. Остались не раскрытыми научное обоснование клубной работы, механизмы обретения трезвого образа жизни, лишь в небольшой степени удалось рассказать о духовных аспектах преодоления недугов зависимостей, требует уточнения и важный вопрос значения и роли ведущего или работника клуба. Много можно рассказать об организационных аспектах клубной работы и вопросах, связанных с обучением ведущих. Будем надеяться, что ответы на хотя бы часть из этих больших вопросов можно будет попытаться получить в следующих заметках.

В завершении хотелось бы привести небольшой пример из личного опыта Яны. Ее рассказ о преодолении наркотической зависимости является яркой иллюстрацией главного принципа в работе семейных клубов трезвости – настоящее исцеление возможно только в случае коренного изменения всего образа жизни, а значит не только поведения, но и образа мыслей, ценностных и личностных смыслов.

«С 30 до 37 лет я употребляла наркотики. Моя старшая дочь (первая из двойни) стала инвалидом по причине того, что её уронили в роддоме, я боролась пару лет, но сдали нервы, и я выбрала уйти от реальности. Я потеряла почти все! Друзей, работу, меня ограничили в родительских правах на троих старших детей ( благодаря появлению четвёртого я и захотела вернуться к жизни), «проколола» машину, которую покупала сама на свои заработанные пением деньги…

Я предпринимала много попыток бросить наркотики, но ничего не помогало. Одна добрая женщина рассказала моей маме про клуб трезвости при храме. Почти не веря в возможное исцеление, я стала ходить туда. И вот уже четвёртый год я не употребляю ничего (не пью, не курю, не колюсь). Слава, Тебе, Господи! Вернулся голос, я возобновила творческую деятельность, Катя научилась ходить!!!»

Опубликовано в православном экономическом вестнике «Приход» №4 136 за июль 2017 года

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *